Настоящая Африка. Племя Самбуру

Путешествие в Кению подарило не только прекрасные встречи с животными всех видов, но и знакомства с местными жителями. Сразу открою самый важный факт – там все ЧЕРНЫЕ! Пусть я буду неполиткоректен, но это так. Замаскироваться там не получится, и белого видят издалека. В Найроби, в культурном центре Кении всем пофиг, белый ты или нет. Разве что промоутеры очень назойливо рекламируют свои сафари – видят тебя, и пытаются что-то втюхать. То есть белый=турист, а значит потенциальный покупатель. В саванне ты не только покупатель, но и мешок с деньгами, чаевые должны сыпаться из тебя на каждом шагу. При этом никто не стесняется, про чай говорят сразу. Но речь не об этом.

Когда я летел на черный континент, я очень живо представлял себе этот край. Правда, в основном по фильму «Наверное, боги сошли с ума», про маленького бушмена и бутылку. Помните этот шедевр? Так вот. Все так и есть! Та же саванна, болота, животные. Правда вместо бушменов – масаи, самбуру и еще пачка народов. И небольшая поездка к этим племенам – одно из самых ярких впечатлений за всю поездку.

Первыми мы посетили деревню племени самбуру – прямо у входа в одноименный национальный парк. Кстати, одно из самых красивых мест в Кении. Сразу легкая разочаровашка – за вход с вас возьмут аж по 15 баксов, и программа посещения деревни – давно отработанная на сотнях туристов. Но это не меняет того факта, что деревня настоящая, и люди действительно там живут, а не приходят на работу. Сначала наш водитель Джофри крикнул кому-то в деревне – и сразу начался кипиш, все засуетились, заодевались. Первыми нас выбежали встречать дети, зубасто-улыбающиеся.

Всегда удивляли самые маленькие – висящие за спиной у сестер и матерей. Ни звука. Вообще. флегматичные до чертиков. А девочка на фото долго нам позировала, а потом на чистейшем английском попросила конфет. Я только рыпнулся в машину за сладким, как местный гид-переводчик сказал – отдашь потом всем, чтобы никому не было обидно.

Детей было очень много, да и деревня, не смотря на микроскопические размеры, вмещала около 160 человек. Нас познакомили с вождем, не говорящем на английском. Переводил местный дядька, кстати. рассказавший много интересного.

Ярчайшая представительница самбуру. Практически все женщины лысые, видно, с гигиеническими целями. Вот эти ожерелья из бисера – их визитная карточка. Девочки, нравится? Носили бы такое?

Стандартная программа развлечения туристов включала песни и пляски. Сводный хор МВД самбуру спел что-то суровое и попрыгал. В этом прыгание они очень масаев напомнили, все же есть нечто общее у них.

Потом этот экшен распространился на нас. В руки дали палку и сказали – прыгай! Хто не скаче, той масай! Кстати, фото сделал тот самый местный гид. С техникой он знаком довольно неплохо.

От танцев – к деревне. Женщины племени спели приветственную песню, завели в деревню и куда-то моментально пропали. Куда – узнаете чуть позже.

Итак, вот они – эталоны красоты самбуру. Женщина, модель замужняя и свободная. У замужней уши проколоты, у свободной – целые. Самбуру – ребята полигамные, то есть у них нормальные семьи состоят из мужчины и 3-4 женщин.

Ожерелье из бисера. Первые нити дарит отец. Они красного цвета — это означает, что девушка готова к поиску жениха. Постепенно толщина ожерелья увеличивается, новые разноцветные украшения преподносят ухаживающие за девушкой мораны — воины самбуру. Чем шире ожерелье, тем больше поклонников у девушки. Выйдя замуж, красавица должна вернуть подарки оставшимся не у дел поклонникам. Замужние женщины имеют право носить тяжелые медные серьги. Дополнительные кольца прицепляют к этим серьгам, только если женщина родит мальчика.

Изначально самбуру – кочевники, занимающиеся выпасом скота. Кочуют собственно в поисках пастбищ. Поэтому их жилища должны легко разбираться и перевозится. Вот эта «мазанка» состоит из деревянного скелета и всякого мусора – картона, ткани, полиэтилена. В оригинале – глина, шкуры.

Вот, собственно, наш гид, стоящий у своего дома. У него три жены, на каждую по домику. Когда он гостит у какой-то из жен, то ставит возле дома копье. Видно, защита от любовников.

У самбуру яркий патриархат. Мужчины занимаются выпасом скота, а женщины…. женщины всем остальным – строят дома, собирают дрова, зачастую за много километров от деревни, естественно, готовят кушать и ухаживают за детьми. Рядом со мной – молодежь – свободные ребята, пока на птичьих правах. У самбуру есть некое подобие вече – собираются мужчины 6 деревень (800 человек живет в деревнях, включая детей) и решают текущие дела. В этом собрании могут принять участие ТОЛЬКО женатые мужчины, воины-мурраны.

Нам непрозрачно намекнули, что сейчас пойдем смотреть самбурскую школу, где много сирот – родители умерли от болезней или хищников. Так что вы не жалейте денюжек, оставьте что-то учителю. Дети спели нам песенку «abcdefg», и песенку про цифры. Грустное зрелище, но жизнь на нашей планете многогранна.

Дети тоже не сидят без дела – они с раннего возраста пасут скот. И только в 14 лет они переходят в статус воинов-мурранов. Процедура инициации включает в себя коллективное обрезание и естественно праздник по этому поводу.

А тем временем нас вывели в центр деревни, где уже накрыли сувенирный рынок. Это, так сказать, жирная точка в нашем посещении деревни. Кстати, нам четко объяснили, как будут распределять деньги. Итак – плата за вход будет распределена между 6 деревнями, то есть всеми жителями коммуны самбуру. Все что оставили учителю – пойдет детям и на школу (форма для взрослых, книжки). А покупка сувениров – это останется у деревеньки.

Женщин обычно выдают замуж в 10—15 лет, социальный статус замужней женщины улучшается с возрастом и каждым рождением ребёнка; уважение к ней приходит тогда, когда её сыновья начинают становиться мурранами (вики).

Продолжение рода очень важно для Самбуру. Бездетные женщины высмеиваются даже детьми. Самбурийские мальчишки забрасывают коровьим навозом хижины женщин, считающихся стерильными. Ритуал поклонения плодородию включает в себя размещение глиняной фигуры перед домом беременной женщины. Это значит, что неделю спустя в этом доме состоится праздник: муж женщины, друзья и соседи соберутся и полакомятся мясом убитого быка. Затем они вместе помолятся за будущего ребёнка.