Тамара Степановна зашла бухгалтерию и увидела, как девушки собрались вокруг монитора и что-то оживленно обсуждают.

– Что случилось? Директор пообещал перерыв на полчаса удлинить? – добродушно пошутила главный бухгалтер.

– Тамара Степановна, сегодня тотальная распродажа в торговом центре, хотим успеть после работы.

– Девочки, какая распродажа, середина декабря на дворе?

– Специальная, предновогодняя!

Тамара Степановна вздохнула и поняла: опять ей придётся разрушать светлые девичьи мечты.

– Давайте рассуждать логично. Для чего устраивается распродажа? Правильно, в первую очередь, при помощи скидок магазины стараются привлечь дополнительных покупателей и не допустить снижения спроса. Теперь ответьте, зачем нужна распродажа в декабре, когда люди и так склонны тратить деньги? Зачем терять дополнительную прибыль?

Сотрудницы задумались.

– Хорошо, не будем озвучивать очевидное, лучше проведём небольшой эксперимент. Поставьте себя на место владельца магазина. Как вы стимулируете спрос? Можно пользоваться поисковиком, – усмехнулась Тамара Степановна.

Девушки быстро застрочили по клавишам и на мониторах стали изучать множество ответов на запросы «Как создать новогодний ажиотаж», «Как заработать на новогодних праздниках» и т.п.

– Нужно создать впечатление, что покупатель может опоздать! Можно использовать лозунги: «Осталось только три телевизора», «Почти все размеры раскуплены», «Распродажа заканчивается завтра в 10 вечера», «Последняя партия товара по старым ценам», – началось бурное обсуждение идей. 

– «Тающие» скидки на товар тоже хорошая идея!

– Можно делать подарки за покупку, заодно избавиться от залежалого товара.

– Написать «Скидки до 70%», но снизить цену в таком размере только на один-два предмета.

– Всё это хорошо, – согласилась Тамара Степановна, – но вы забыли главное: продаётся не только товар, а продается праздник. Поэтому всё, что вы увидите в торговых центрах, будет воздействовать на ваши эмоции. Яркие блестящие новогодние украшения, музыка, запахи специй, мандаринов, добавьте сюда крупные цифры скидок с нарисованными рядом красиво упакованными коробками. Всё это делается для того, чтобы вы тратили деньги радостно, не задумываясь.  

Но что вы увидите следующим утром? Вы купили то, что нужно, или покупка будет навсегда похоронена в недрах шкафа? Вы купили то, о чём мечтали, или случайно взяли с полки залежалый товар с привлекательным ценником? Оказалась ли цена выгодной? Может, под новыми ценниками вы увидите несколько старых с ценами, не отличающимися от «распродажных»?

Как нам защитить свой кошелек, чтобы поход по магазинам действительно принёс радость, а не разочарование и дыру в бюджете?

Сотрудницы посовещались и вынесли решение:

  •  Идти в магазин с готовым списком покупок. Имея перечень необходимых вещей, вы будете легче делать выбор, отказываясь от ненужного.
  •  Не обращать внимание на толпы народа, а внимательно осматривать товар, чтобы не купить впопыхах не тот фасон, размер, цвет и т.п.
  •  Отложить покупку на следующий день, дать себе время подумать. Чем дороже вещь, тем дольше должен быть период обдумывания.
  •  Положить в кошелёк наличные в той сумме, которую вы готовы потратить, или установить лимит на покупки по банковским картам. Так вы физически не сможете потратить больше, чем вы запланировали.
  •  Не поддаваться на уговоры оформить товар «в рассрочку». Вероятность того, что вы заключите кредитный договор на ненужную вам вещь на невыгодных условиях, очень высока.
  •  Перед кассой внимательно осмотреть сумку или тележку с товарами и спросить себя: «Тебе действительно всё это нужно»?

Автор статьи: Людмила Белоусова,
член проекта «Финансовое здоровье», независимый финансовый консультант, тьютор Регионального центра финансовой грамотности.