Одним из актуальных вопросов в психологии остаётся поиск смысла жизни. Однако здесь целесообразно сделать оговорку – чьей жизни? Неоднократно сталкиваясь с глубокими травмами детского и подросткового возраста, психологи помогают распутать тот или иной узел противоречий.

Нередко случается и так, что обратившийся за помощью человек сопротивляется коррекции личности, как будто не желая допустить мысли о трансформации. Часто к психологам приходят клиенты, которые имели опыт терапии, но для которых особую ценность приобретает сам процесс поиска психолога и новые консультации с проговариванием тех же старых проблем.

Большая часть именно таких посетителей – глубоко травмированные личности, «проживающие жизнь не по своему сценарию», потому что «главное, чтобы маме понравилось», «важно получить от мамы похвалу».

Представить такую ситуацию достаточно легко. Ребёнок рождается в полной семье, где родители просто терпят друг друга до поры, до времени, в возрасте 10-12 лет происходит одно из самых ярких событий, сопровождающееся чувством тревоги, страха, – развод родителей. Как правило, ребёнок остаётся с матерью или переходит под опеку бабушки. Мама либо сублимирует всю свою энергию в работу (на ребёнка сил и времени не остаётся), либо повторно выходит замуж. Взаимоотношения в семье строятся на диктатуре и авторитаризме. Мама или бабушка в глазах ребёнка наделены безусловной властью. «Мама может всё!», «Маме все разрешено!». Маме позволено оскорблять, бить, нарушать беспрепятственно границы ребёнка. Жёсткая авторитарная женская фигура заполняет практически всё пространство личности ребёнка.

Отсутствие собственных жизненных ориентиров и индивидуальных смыслообразующих констант ведёт к тому, что образ матери  является недосягаемым, и в то же время ему нельзя сопротивляться. Соответственно, отсутствует понимание факта нарушения границ. «Мама есть мама!» «Мама мне жизнь подарила!» («А вы, психологи, только хотите всё разрушить! Вместо того, чтобы помочь мне, влезаете туда, куда вас не просят!»)


Тем самым категорически отвергая возможность переосмысления, человек испытывает страх принять собственную ситуацию именно из-за расхождения с нерушимым идеалом детства. Складывается весьма специфическая картина. С одной стороны, есть проблема (неудачи в личной жизни, чувство вины, тревоги и многое другое) и именно жёсткая фиксация на ней, но в то же время подобное застревание на ней объясняется внешними причинами, связанными именно с мамой («Мама боится остаться без внуков!», «Мама ругает, что я не работаю!» и т.д.)


Страх принятия именно отвергающей матери сопряжён и с тем, что личность не чувствует ни своих собственных границ, ни чувства ответственности за собственную жизнь, и вопрос личного выбора здесь преломляется через «мамино» видение. 

  • Формирование разного рода запретов (даже такого, что человек скрывает правду, которая может повлиять на разрушение идеалов прежней жизни)
  • Бегство от реального решения проблем в угоду иллюзорным (в частности, «я лучше к бабке-гадалке обращусь»)
  • Искажённое представление об ответственности и доминирование именно внешнего локуса контроля («Раз такое испытание, значит, так Богу угодно!») приводит к ещё большему сужению  границ личности, пребыванию в иллюзиях, а самое главное, к культивированию страдальческой модели поведения человека как единственно верной.

Источник:
b17.ru