Не одно поколение кладоискателей сменилось в поисках «золота Колчака», спрятанного где-то в Сибири. Ищут повсюду, поскольку на звание места, укрывшего сокровища России, время от времени претендуют многие населенные пункты по маршруту следования «золотого эшелона» белого адмирала. Один из таких находится в Завьяловском районе.

Банды красные и белые

Версию, заслуживающую читательского внимания, рассказала директор районной централизованной библиотечной системы Евгения Дорофеева. Отступая, белогвардейцы вывозили из-под носа устанавливающейся советской власти материальные ценности – и то, что было изъято у местного населения, и часть тех, что адмирал Колчак вез по железной дороге в «золотом эшелоне». Евгения Александровна обращает внимание на транспортную логистику, словно созданную для подобной спасательной операции. От главной магистрали «золото Колчака», как мы условно решили называть ценный груз, отправили Турксибом до станции Алейская, далее – по дороге Харитоново – Овечкино – Гилево и уже потом перегрузили на баржу, чтобы по реке Кулунде отправить в Благовещенку, где белогвардейцы держались дольше, чем в других селах. Почему по воде? Потому что это был самый простой и безопасный путь, не требовавший, как сухопутный, подвод, лошадей и охраны от лихого люда. Баржа эта по пути в Благовещенку пошла ко дну во время сильной грозы. И с тех пор умы искателей приключений будоражат затопленные сокровища Колчака.

– Когда я впервые прочитала старые, хрупкие от времени листочки, на которых один из первых комсомольцев района Судейко, 1902 года рождения, записал свои воспоминания, для меня все встало на свои места, – вспоминает Евгения. – «Золото Колчака» – не легенда, а вполне реальная история. Иначе зачем нужно было белогвардейцам прокладывать гать от Овечкино до Гилево, которую и теперь народ называет старой колчаковской дорогой?

Кричали «ура»

Легенда о золоте, которое уже век ищут романтики всех мастей, и авантюристы, и серьезные историки, дождалась своего времени. Текст, набранный Судейко на пишущей машинке, гласит о вооруженных отрядах, поборах, складировании денег. Еще будучи молодым специалистом, я занималась в районе археологическими раскопками, наивно полагая, что уж мы-то точно отыщем пропавшее золото. Но вместо него нашли новые проблемы и вопросы без ответов на них.

Не разобрать уже, где правда, а где вымысел. Никого из тех, кто воевал в этих местах в Гражданскую, давно нет в живых. Время уравняло всех участников братоубийственной войны, и красных, и белых. Наше дело – не осуждать, не давать оценок, а постараться с помощью завьяловских краеведов услышать затухающие голоса. Тем более что многое из рассказов очевидцев подтверждают и историки. Так, в книге «История Завьяловского района» Иван Приходько и Иван Соболев описывают маршрут отряда Петра Сухова в июне 1918 года от станции Алейская на Харитоново. Из записей Артема Федоровича Судейко, которому тогда было 16 лет: «Люди всего села вышли встречать красногвардейцев. Из разговоров старших мы слышали, что они борются за то, чтобы больше не было царя, что придет свобода и все будут равны… Мы хором кричали «ура» и высоко вверх подбрасывали шапки, за что получали от старух тумаки в спину».

Далее события описываются так: «В сентябре 1919 года из города Камня вышел большой белогвардейский отряд. Он двигался через села Ключи, Тюменцево, Вылково, Овечкино. Замысел колчаковского командования: с выходом больших отрядов из разных мест окружить партизанские отряды и одним ударом их ликвидировать. При подъезде колчаковцев от Овечкино к повороту на Гилево встретили двух разведчиков. Двоюродные братья Гостевы, Павел и Афанасий, были расстреляны на месте».

В Гилево так называемая банда Плотникова, состоящая из сторонников Белого движения, 11 июля 1920 года зверски расправилась с девятью коммунистами. Один из погибших – папа Артема Федор Судейко. Но сельская учительница Таисия Спицина называет другую дату. Она пишет, что в связи с гибелью отца красноармейцу Ивану Федоровичу Судейко (брат Артема) дали краткосрочный отпуск в октябре 1920 года.
История победителей

В селах Завьяловского района чтят память героев, павших в Гражданскую войну. Но свою правду отстаивали и колчаковцы. Свидетельства красного террора тоже есть, вот только хранятся и передаются они устно, от бабушек – внучкам. Письменных свидетельств не осталось, потому что историю пишут победители и многие документальные источники, увы, однобоки.

Директор Завьяловского историко-краеведческого музея Ирина Дергунова вспоминает, как в 90-е знакомила школьников с темой Гражданской войны:

– Волосы дыбом, когда читаешь воспоминания очевидцев о расправе над гилевскими коммунистами. Подросткам, родившимся при советской власти, а живущим в новой формации, я просто рассказывала о братоубийственной бойне, абстрагируясь от красных и белых. Ведь иное село завоевывалось и сдавалось врагу как переходящий вымпел, счет шел на часы. Люди засыпали при советской власти, а просыпались уже при белогвардейцах. Причем и те, и другие отбирали у населения на нужды армии продовольствие, оружие фронтовиков, вернувшихся с Первой мировой, материальные ценности, гордо именуя поборы реквизицией. И убивали. Новая власть, какого бы цвета она ни была, безжалостно расправлялась с оппозицией. Сколько искореженных судеб! Сплелось в тугой клубок и быто
вое, и политическое. Остаться в стороне было невозможно.

Память людская милосердно прикрыла кровавые события романтическим пологом времени. Но остались вопросы. Как, например, баржа с золотом прошла по неширокой и неглубокой реке Кулунде?

– Реки тоже меняются, – размышляет Ирина Анатольевна. – Люди говорят, что 100 лет назад Кулунда была полноводной. Не забывайте, мы имеем дело с легендой. Не удивлюсь, если еще через век люди будут говорить уже о корабле с золотом.

Легенда о затонувшей «золотой барже» живет не только в памяти завьяловцев. Доктор геолого-минералогических наук из Томска, профессор ТПУ Владимир Сальников, исследуя маршрут адмирала Колчака из Омска в Иркутск, занимался методикой поиска пропавшего золотого запаса империи. На вопрос, могла ли его часть оказаться в стороне от железнодорожной магистрали, на барже, ученый отвечает положительно: «Вероятно, параллельно шло складирование золота в отдаленных, потаенных местах Сибири».

Тем, кому эта легенда покажется фантастичной, предлагаем посмотреть фото монет царской, 1818 года чеканки, которые в Завьяловском районе постоянно выносят на поверхность земли подвижные озерные грунты. Это, конечно, не золотые слитки, но если учесть, что во время реквизиций люди в форме не брезговали и мелочью, все становится на свои места.

P.S. Любителям приключений, решившим найти клад, напоминаем, что проведение несанкционированных, без согласования с муниципалитетом, раскопок противоречит закону
.