Индия — древняя страна, о сказочных богатствах которой всегда ходили
легенды. Но даже она порой способна удивлять! Как ларчик с секретом, она
иногда приоткрывает завесу тайн и делится с миром своими диковинами. О пещерных храмах Аджанты
даже сами индусы узнали только в XIX веке. Между тем рукотворный
комплекс был создан задолго до рождения Иисуса, а своим великолепием
превзошел пирамиды Хеопса.

ЭРОТИКА В СКАЛАХ

28 апреля 1819 года британский офицер-кавалерист 28-го Мадрасского
полка с банальным именем Джон Смит решил поохотиться на леопарда. Он
собрал небольшую компанию из сослуживцев и отправился в джунгли штата
Махараштра, который славился обилием хищников.

Неподалеку от селения Аджанта британцы выследили тигра, и в пылу
погони Смит забрел в ущелье, буйно поросшее тропическими растениями.
Когда лес перед ним расступился, от удивления он выронил ружье. Прямо на
него бесстрастно взирал каменный Будда. Англичанин сделал несколько
шагов вперед и увидел, что прямо в скале высечены ходы, ведущие вглубь
горы.

Офицер позвал товарищей, и после небольшого совещания они решили
обследовать место. Смит и его спутники вскарабкались на скалу и вошли в
пещеру, освещая себе путь факелами, сделанными из пучков сухой травы.
Они очутились в величественном зале со сводчатым потолком и колоннами.

Раскрыв рты, англичане ходили по помещению и рассматривали стены с
потускневшей живописью. Древние художники явно не страдали от
комплексов: наряду со сценами из жизни царевичей и царевен, проводящих
время в роскошных апартаментах, выезжающих на охоту и принимающих
гостей, встречались сцены плотской любви. Чопорные англичане в то время
не каждый день могли лицезреть столь откровенные картины эротического
содержания.

От смелости древних художников, буйства красок и разнообразия
причудливых статуй у англичан захватило дух. Под куполом у святилища
совершал молитву каменный Будда — гигантская статуя, на которой Смит
решил оставить свой автограф в знак того, что первым из европейцев попал
в этот затерянный мир.

Тогда Джон и его товарищи обошли все 29 пещер, протянувшиеся на 500
метров вдоль скалистого берега реки Вагхоры (Тигриной реки), а
вернувшись домой, рассказали сослуживцам о находке.

ПРОКЛЯТИЕ ПЕЩЕР

Новость распространилась быстро. Больше всего ею заинтересовался
оказавшийся весьма кстати в этих краях архитектор и археолог Джеймс
Фергюсон. Он сколотил себе в Индии приличное состояние торговлей, после
чего отправился путешествовать по стране с целью изучения ее
художественных памятников.

У себя на родине Фергюсон как архитектор не создал ничего
выдающегося, зато прославился как исследователь старины. В 1843 году он
привез в Королевское азиатское общество научный отчет с описанием пещер,
24 из которых были монастырями, 5 — храмами.

Всем пещерам Фергюсон присвоил номера, его нумерация используется и
сегодня. «Я пронумеровал их, как дома на улице», — писал он. Археолог
призвал соотечественников отнестись к находке ответственно: изумительная
роспись сохранилась всего в нескольких пещерах, в других статуи и
фрески постепенно разрушались под воздействием влажного и жаркого
тропического климата.

После доклада ученого в пещеры Аджанты в 1844 году отправился офицер
44-го Мадрасского пехотного полка, художник, фотограф и антиквар Роберт
Джилл. Перед ним стояла трудная задача — исследовать и запечатлеть на
холсте копии настенных росписей. Командировка Роберта Джилла положила
начало долгой и кропотливой работе по научному описанию художественных
сокровищ в долине Тигриной реки. Джилл провел в джунглях несколько лет.

Ему приходилось трудиться в ужасных условиях. Местность изобиловала
хищниками, а коренные жители — воинственные бхилы — не жаловали пришлых.
Тем не менее Джилл довел начатое дело до конца и в 1847 году представил
результаты своих усилий в Королевское азиатское общество.

Ученые подсчитали, что строительство древнего комплекса велось в
несколько этапов. Во время первого, во II-I веках до н. э., были созданы
пять залов для общей молитвы. Вторая фаза пришлась на V век н. э.,
когда при Харишене, последнем великом правителе из династии Вакатака,
были высечены и расписаны фресками остальные пещеры. Последние были
построены чуть позже, они представляют собой монастыри с кельями для
монахов.

Роберт Джилл копировал работы древних индийских художников, время от
времени возвращаясь в пещеры Аджанты. Всего он написал около 30 работ.
Все холсты переправили в Лондон и представили в Индийском павильоне в
Хрустальном дворце — выставочном комплексе и парке развлечений в районе
Сиднем-Хилл на юге Лондона. Но его работам была уготована печальная
участь: большинство из них сгорело при пожаре 30 декабря 1866 года.

В 1885 году еще часть работ погибла при пожаре в выставочном зале
королевского дворца в Южном Кенсингтоне (ныне Музей Виктории и
Альберта). Индусы заговорили о проклятии пещер Аджанты: все, кто нарушил
покой комплекса, плохо кончали. Бед и трагедий не удалось избежать
никому из тех, кто стремился проникнуть в пещеры Аджанты. Неужели
действительно боги мстили своим обидчикам?

В 1861 году Королевская комиссия по пещерным храмам основала
Археологическое управление Индии, которое действует и в наше время.
Англичане стремились сохранить культурное наследие Аджанты: все больше
любителей старины и охотников за сокровищами направлялось к Тигриной
реке, чтобы стащить то, что плохо лежало.

Вандалы не просто выцарапывали на стенах, фресках и статуях свои
имена, а соскребали со стен живопись, откалывали от статуй куски и
грабили, грабили, грабили…

В 1872 году в пещеры был направлен Джон Гриффитс — директор школы
искусств в Бомбее. Ему предстояла та же миссия, что и Джиллу:
запечатлеть на холсте древнюю живопись. К счастью, его работы
сохранились. Повезло и его последователям — индийскому археологу и
историку искусства Гуламу Яздани и английской покровительнице искусств
Кристине Хэррингэм. Картины последних дошли до наших дней.

ТЕНИ ВЕЛИКОГО ПРОШЛОГО

До поры до времени все уцелевшие копии хранились в запасниках разных
музеев Лондона, но в 2005 году они были собраны воедино,
отреставрированы и выставлены напоказ. Публика смогла собственными
глазами оценить масштаб работы древних мастеров.

Если вытянуть в линию одни только каменные кружева резьбы, ее длина
достигнет снегов Джомолунгмы. А фрески считаются венцом восточного
искусства. В одном из подземных залов живопись занимает более тысячи
квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны, и
потолки. Так раньше выглядели все 29 пещер! Индийские мастера как будто
стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и
разнообразие внешнего мира.

Археологи до сих пор ломают головы над тем, как живописцы древности
умудрялись творить в полумраке пещер. Как им удалось расписать стены
тончайшими рисунками с множеством цветовых оттенков?

Как они высекали столь совершенные статуи в кромешной тьме? Может
быть, они пользовались для этого зеркалами? Ловили солнечные лучи и
направляли их на стены? Вопросы, вопросы, вопросы… И только на один из
них есть сегодня четкий и внятный ответ.

Итак, почему монахи покинули это место? Все очень просто: в XIII веке
интерес к буддизму угас, и сторонников этой религии становилось все
меньше и меньше. Когда умерли последние хранители веры, монастырь и храм
опустели. В течение столетий комплекс стоял бесхозным, пещеры заросли
травой, и только летучие мыши безразлично взирали на шедевры старины.

Сегодня пещеры Аджанты посещают тысячи туристов в год. Им предлагают
осмотреть копии в специально сооруженном комплексе, однако большинство
по понятной причине предпочитает посещать древние монастыри и храмы. Из
29 пещер только в 13 сохранились фрагменты росписей и статуй, но и этого
достаточно, чтобы понять, сколь масштабно мыслили древние.

Влад СТРОГОВ