Россия присоединилась к Монреальской конвенции

Президент России подписал Федеральный закон о присоединении страны к Монреальской конвенции. Присоединение к этому документу приведет к неизбежным поправкам в Воздушный Кодекс страны, которые, в свою очередь, повысят ответственность авиакомпаний перед пассажирами.

Начало апреля станет знаковым для российского рынка воздушных перевозок. 3 апреля был подписан Федеральный закон от 03.04.2017 № 52-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок». Незначительные оговорки нисколько не снижают значимость данного шага.

Ранее, 24 марта 2017 года присоединение к международной конвенции одобрила Государственная Дума Российской Федерации. Несколько дней спустя, 29 марта, было получено одобрение Совета Федерации.

Конвенция даст возможность вывести Россию из каменного века в грузовых авиаперевозках, в которых все до сих пор базируется на бумажном документообороте. Монреальская конвенция откроет шлагбаум для использования потенциала России как транзитной базы. Впрочем, она важна для тех авиакомпаний, которые специализируются не только на грузовых перевозках, но и на пассажирских, экономика которых строится в том числе на перевозке груза в багажниках
— Директор филиала Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в РФ Дмитрий Шамраев

О чем собственно речь

Монреальская конвенция была подписана в канадском Монреале в 1999 году. Это расширенный и местами значительно доработанный вариант Варшавской конвенции, которая была подписана в 1929 году и с тех пор остававшейся практически неизменной.

Нетрудно догадаться, что некоторые положения Варшавской конвенции значительно устарели и неприемлемы для использования в современном мире. Тем не менее, данный документ остается одним из основных в регулировании правил международных воздушных перевозок.

Ратификация данного документа долгое время откладывалась по разным причинам. Это вызывало недовольство правозащитников и, по мнению многих экспертов, свидетельствовало о неготовности России войти в международный клуб государств, для которых права авиапассажиров находятся на первом месте. Сегодня конвенцию подписало уже 130 стран. Россия в числе последних.

Теперь Президент Российской Федерации подписал конвенцию, а значит законодатели страны обязаны привести внутренние нормы и правила в соответствие с положениями международного документа.

Хорошо, а что это дает обычным пассажирам?

«Монреальская конвенция устанавливает обновлённый порядок ответственности перевозчиков перед пассажирами и предусматривает полную компенсацию ущерба пассажирам и грузоотправителям»
— заместитель министра транспорта Сергей Аристов

После принятия Конвенции в России возрастут компенсации пассажирам.

В странах, которые приняли Монреальскую конвенцию, применяется искусственное платежное средство — специальные права заимствования (СПЗ). Все виды компенсаций при нарушении прав пассажиров привязаны к СПЗ. И, что самое главное для авиапутешественников в России, при неизбежном пересчете суммы выплат окажутся значительно выше.

Приведем простые примеры:

  • максимальная сумма компенсации за потерю багажа — 1 131 СПЗ (до 89 000 рублей по текущему курсу);
  • за задержку рейса — до 4 130 СПЗ (сопоставимо с 325 000 рублей);
  • выплаты в случае гибели пассажира — до 100 000 СПЗ (примерно 7,8 миллиона рублей).

Комментируя принятие конвенции, представители правительства России отметили, что данный документ повысит конкурентоспособность отечественных авиакомпаний на международных рынках и расширит права обычных граждан страны.

Еще один немаловажный факт — теперь недовольный пассажир может предъявлять иск по месту своего проживания. Такой подход значительно сокращает издержки граждан и соответствует международным нормам.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Пономарёв поспешил успокоить общественность относительно возможных последствий. По его словам, у государства нет и не может быть цели разорить местные авиакомпании непомерными исками и компенсациями. Повышенная ответственность перевозчиков заставит их более ответственно относиться к сервису и безопасности полётов.

При этом следует помнить, что данные правила давно действуют во всем мире. А прибыль авиакомпаний забота руководителей данных предприятий и никак не должна быть связана с безопасностью и удобствами пассажиров.