Как добывают первую арктическую нефть

Платформа «Приразломная» функицонирует в экстремальных условиях посреди дрейфующих льдов Печорского моря. Это единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти начата и продолжается уже полтора года. В 2014 году на Приразломном было добыто около 300 тысяч тонн нефти и по мере бурения новых скважин эта цифра будет расти. Планируется, что после 2020 года она достигнет уровня порядка 5 млн. тонн.

Каким образом поднимают на поверхность углеводороды спрятанные глубоко под землей, водой и полярными льдами, я расскажу в этом посте…

Сверху «Приразломная» выглядит очень загадочно:

Чтобы понять устройство платформы, давайте посмотрим на её схему.

«Приразломная» состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (сокращенно КУПОН).

От волн и льда «Приразломную» защищает специальная конструкция – дефлектор из высокопрочной стали. Это стена высотой 16 м, наклонённая верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн и наползание льда. Буровая вышка надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой – 547 тонн, она выдерживает силу ветра до 51 м/с:

На платформе в вахтовом режиме каждый день работает около 200 человек персонала со сменой вахт через каждые 30 суток:

Центральный пункт управления – это «мозг платформы», где происходит сбор и анализ информации о большинстве производственных процессов, а также управление ими:

Во многих помещениях, где рядом находится нефть, запрещено фотографировать. Это на тот случай, чтобы не допустить воспламенения газа в случае искры в камере. Хотя я не припомню, когда последний раз искрил мой Nikon.
Все ходят с газоанализатором. Если кому-то надо что-то сфотографировать, используют специальный герметичный фотоаппарат, установленный внутри штуковины, напоминающей подводный бокс:

Главный бурильщик платформы «Приразломная»:

Бурение происходит на глубине около двух с половиной километров. Сейчас на платформе работают две добывающие скважины, по ним и качается нефть. При работе платформы используется принцип «нулевого сброса». Проще говоря, все отходы – буровой раствор, шлам, загрязненные дождевая вода и снег, – вывозятся на материк и утилизируются:

Добытую нефть отгружают на один из двух челночных танкеров – «Михаил Ульянов» или «Кирилл Лавров», а затем отвозят в Европу.

Система КУПОН закачивает нефть насосом по большому прочному шлангу. К самой платформе корабли не подходят, крановая система позволяет отгружать нефть на расстоянии 80 ±6 м от борта. Для безопасности танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать их на месте.

Скорость передачи может доходить до 10 тысяч м3/час (полностью загрузить танкер нефтью можно за 8-9 часов). Во время работы рядом с платформой дежурят спецсуда. Они оборудованы системой аварийного сбора нефти в случае ЧП:

Швартовный канат, который удерживает танкер при отгрузке нефти:

Наполнение танкера:

Хоть «хобот» выглядит небольшим, его не обхватить и втроем:

Сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, называется ARCO (сокращение от ARctic OIl. Сорт отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр), повышенным содержанием серы и низким содержанием парафина. ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из этой нефти производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космонавтике и фармацевтике:

Наполнение танкеров может проходить и днём, и ночью:

Чтобы посмотреть на «Приразломную» со стороны, нас пересадили с одного корабля на другой с помощью «лягушки»:

Кабина с людьми переносится с одного борта на другой огромным краном:

Вид из «лягушки» на платформу:

Так «Приразломная» выглядит с борта соседнего корабля:

Вертолётная площадка:

На «Приразломной» мы провели сутки. И вот, я и Саша Чебан готовы к отлёту:

Когда улетали, погода совсем испортилась и платформа скрылась за пеленой снега: