Как устроен мемориал «Родина-мать»

Попасть внутрь и подняться на самый верх Родины-матери доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Но я приехала в Волгоград специально за этим. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте, пролезть через всё нутро великой женщины. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной.

Сначала покажу, из чего же, из чего же сделана наша «Родина», какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке.

В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы небольшой компанией из четырех человек прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.

Технические данные скульптуры:

Скульптура сделана из предварительно напряженного железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8000 тонн). Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землей.

Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров.
Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жесткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
Всё это я вам сейчас покажу!

На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягивают Останкинскую башню.

Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.

Крепление вертикальных тросов.

Крепление тросов правой руки с мечом.

За натяжением тросов следят специальные датчики.

Внутри много разных датчиков. Этот, судя по всему, установлен на трещину.

А эта конструкция следит за колебаниями.

Лаз в правую руку.

Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали, но бинтовать голову я до сих пор умею :)

Редкий шанс встать монументу поперек глотки.

«Добро пожаловать в голову», — говорит инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.

На каком-то форуме РЖД посчастливилось добыть отличные фотографии периода строительства монумента.

Меч длиной 33 метра и массой 14 тонн изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру — избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям — Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии.

Для начала оглядимся. Вид на Волгу и на весь мемориал.

Волгоград почти на сотню километров растянулся вдоль реки. Справа открывается вид на центральную часть города.

Слева — волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь».

Позади — воинское мемориальное кладбище, а чуть ближе видны водонапорные баки.
Ранее они использовались в качестве систем для очищения питьевой воды в городской системе водоснабжения. Эти баки — очевидцы самых суровых дней войны. В 1942-1943 году они были превращены в гигантские блиндажи. Во время боев за Мамаев курган служили фашистам как настоящие бункеры: заминированные, с сосредоточением большого количества техники, вооружения. Это был жесточайший узел сопротивления.

Эстакадная часть «танцующего» моста.

Трубы завода.

Поселок Тир.

Стадион «Ротор».

Купол планетария.