Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Экскурсия по легендарным «пассажирам» нашей авиации: «полтинник» Ту-154М (RA-85663) и «батон» Ил-86 (RA-86103), переданные на хранение в 2010 и 2008 годах, соответственно.

Самолёт Ту-154 разработан в конце 1960-х годов для замены устаревших Ту-104, Ан-10 и Ил-18.

Это трёхдвигательный турбореактивный самолёт для линий средней протяжённости.

Модификация Ту-154М эксплуатируется с 1984 года, а производилась вплоть до 2012-го.

Основные стойки шасси оборудованы дисковыми тормозами и вентиляторами охлаждения. Во время полёта шасси убираются в специальные гондолы на крыльях.

В задней части самолёта находится салон эконом-класса примерно на сотню мест.

Обозначение кресел в рядах.

Пассажирский пульт, один на три места.

Полка для ручной клади.

В последней секции – аппарат внутренней экстренной связи.

В хвосте салона справа и слева расположены аварийные выходы.

У выходов – надувные трапы.

В самом хвосте самолёта – туалеты.

Интерьер санузла.

Между салонами эконом- и бизнес-класса расположена ещё пара выходов.

Здесь же – буфет.

Места для бортпроводников.

Детекторы дыма.

В салоне бизнес-класса сидения куда комфортнее, есть складные столики, спрятанные в подлокотниках, как показано на фото ниже.

Кроме того, салон украшен двумя гобеленами с изображениями Москвы.

Внизу перегородки прямо перед кабиной пилотов спрятана незаметная кнопка экстренной тревоги, которую стюардесса может нажать пяткой в случае террористической угрозы.

За креслами пилотов расположено место бортинженера. Снизу слева видны ручки управления двигателями (РУДы) и рычаги останова двигателей (РОДы).

Приборная панель, вид из кресла второго пилота.

Средняя приборная панель.

Панель КВС и «погодный» радар.

На верхней панели – средства радиосвязи.

Потёртый штурвал с висящей на нём гарнитурой.

Покинем Ту-154, перейдём к Илам, которых на стоянке МГТУ ГА имеется два, но один из них, третий лётный экземпляр СССР-86003, работал на испытаниях систем и имеет пустой салон.

Второй же, RA-86103, дорабатывает лётный ресурс при обучении студентов.

Ил-86 – первый и самый массовый советский широкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в КБ Ильюшина в 1970-х годах.

На самолёте установлены четыре двигателя НК-86 тягой по 13 тс.

Двигатели оказались слабым местом самолёта, из-за невозможности их модернизировать пришлось разрабатывать Ил-96.

Рулевая передняя стойка шасси.

Самолёт двухпалубный. Входы находятся на нижней палубе, они оборудованы складными лестницами.

Для прохода в салон пассажирам нужно было подняться по одному из трёх внутренних трапов.

В этом самолёте было три пассажирских салона эконом-класса, рассчитанные на 350 мест.

Полки для ручной клади.

В отличие от современных лайнеров, в Ил-86 не было багажных полок над средними рядами.

В спинках кресел – кондиционеры и складные столики.

В салоне имеются аварийные выходы, которые в зарубежных аэропортах, где имелись высокие трапы, использовались как основные. В каждую дверь вмонтирован надувной аварийный трап.

В хвосте расположены шесть туалетов. Крайний левый всегда приберегался для нужд экипажа.

Интерьер другого туалета, расположенного возле кабины пилотов.

В середине салона была кухня.

Для доставки контейнеров с едой с нижней палубы было предусмотрено два лифта, до сих пор действующих.

Спустившись на лифте вниз, оказываемся на кухне.

Сюда же ведёт люк для загрузки пищи.

Рядом – обширное багажное отделение.

Остальное пространство нижней палубы занимают отсеки с оборудованием.

Наконец, заглянем в просторную кабину пилотов.

Место радиста.

Приборная панель бортинженера.

Приборная панель пилотов во всём великолепии.

Место КВСа.

РУДы.

Авиационные часы АЧС-1.

Панель приборов, всё блестит и светится. Командно-пилотажный и навигационно-пилотажный приборы, стрелочные указатели барометрических и радиовысотомеров, индикатор курсовых углов, указатели скорости и ускорения…