Сенека как-то сказал: «Если человек не знает, к какому порту направляется его корабль, то никогда не поймает попутный ветер».

Как вам метафора: нельзя сойти с пути, если его нет?

А теперь вспомним эпизод из фильма «Алиса в Стране Чудес», где девочка спрашивает кота, какой путь ей выбрать, на что тот отвечает: если тебе все равно, чем все закончится, то выбор пути не имеет никакого значения.

Страдания человека начинаются в тот самый момент, когда он сам создает себе возможность сойти с пути. Неправильные решения становятся таковыми только после того, как мы определили критерии, по которым путь можно назвать хорошим, плохим, правильным или неправильным.

Представитель философской школы стоицизма Сенека как-то сказал: «Если человек не знает, к какому порту направляется его корабль, то никогда не поймает попутный ветер».

Почему же люди сами делают себя уязвимыми, оставляя себе возможность пойти неправильным путем и все испортить? Почему нельзя просто быть счастливыми?

Давайте сыграем во Фрейда

Можно привести множество теорий, почему мы делаем что-то, а не сидим, сложа руки, хотя психологическое напряжение напрямую зависит от занятости. Такие теории описывают стремления человека с точки зрения его подсознательных потребностей. Как и философия Зигмунда Фрейда, они говорят, что мы действуем так, потому что наше поведение связано с работой механизмов тревожности, о существовании которых мы даже не подозреваем.

По одной из теорий, люди ставят перед собой цели в попытках убежать от конфронтации с самими собой, а именно к ней и приводит пустота в наших календарях.

«Согласно теории французского философа Паскаля, мы боимся тишины существования и не можем не убегать от проблем, вызываемых нашими эмоциями, прячась в ложном комфорте своего разума», —
Зат Рана.

Мы гонимся за успехом, чтобы убежать от своих эмоций, или стараемся достигнуть чего-то, чтобы избавиться от скуки.

«Мы с трудом переносим пребывание наедине с собой. Именно поэтому люди стараются чем-то себя занять. Человеку не понять, насколько сильно ему скучно, пока он занят перемещениями от одного места к другому», —
Густаво Раззетти.

Нам хочется реализовать свои цели, чтобы не прийти к осознанию того, насколько нам скучно жить. И в качестве альтернативы «система» дарит нам ложную веру в то, что наши усилия имеют какую-то важность.

«Один из самых больших триумфов капитализма связан с убеждением работников в «значимости» их труда», —
Эндрю Кортина.

Если все это не «проделки» капитализма, то зачем нам думать, что мы тратим свое время на попытки убежать от себя или от своей скучной жизни, мечтая о полном отсутствии каких-либо целей?

Доводы в пользу радикальных заявлений, что «работники», «люди» и «все остальные» сталкиваются с подобными проблемами, выглядят удручающе расплывчатыми, но их общая идея сводится к следующему: цели обрекают человека на прохождение процесса, согласно которому у него есть какое-то неудовлетворенное желание. Он работает, чтобы это желание удовлетворить, а затем, как побочный результат достижения цели, ему на какое-то время становится приятно от того, что он таки добился своего. А дальше – пустота…

«Это внутренний парадокс целей – они кажутся ценными только когда мы пытаемся их выполнить, но сам процесс их достижения подразумевает, что когда-то они исчезнут», —
Чарльз Чу.

Нельзя так просто вырваться из круговорота «потребность/труд/достижение цели» и быть счастливым. Какого бы результата мы не достигли, не стоит надеяться на хеппи-энд, потому что удовлетворение имеет склонность постоянно ускользать от человека.

Пускай погоня за выполнением целей и является глупой затеей, но мы все равно не можем ничего с этим сделать. Мы ощущаем острую необходимость вечно убегать от своих внутренних демонов, тисков капитализма или одновременно и от первого, и от второго.

Самореализация по Маслоу

Да, желание уйти от скуки или чувства страха может объяснить, почему некоторые люди делают так много всего – они относятся к тому типу людей, которые не могут сидеть спокойно и пугаются самих мыслей о медитации.

Более того, несмотря на всю свою абсурдность, идея хеппи-энда тоже несет в себе определенный смысл, потому что достигнутое вами состояния умственного умиротворения вскоре обязательно сменится на очередную потребность за что-то бороться.

Но мне кажется, что это еще не все. Объяснение человеческих стремлений с точки зрения невозможности быть постоянно счастливым и частичной справедливости «фрейдовских» идей упускает из виду саму глубину человеческой натуры.

«Вопреки теориям Фрейда, где секс считается центральным мотивом человеческих поступков, немецкий нейробиолог Гольдштейн утверждает, что более фундаментальным мотивом является самореализация и жажда человека полностью раскрыть свой потенциал», —
Ник Винэлл.

Как и предсказывал Гольдштейн, исследования в области психологии показали, что самореализация является естественной причиной, по которой человек вообще что-либо делает. Следовательно, в своей иерархии человеческих потребностей американский психолог Абрахам Маслоу лихо поставил самореализацию на первое место.

Если считать такой подход правильным, то получается, что люди всегда стремятся стать теми, кем они могут стать.

«Человек создан для того, чтобы быть занятым. Но занятым определенными вещами. Работа и не работа — это разные вещи. Здесь же имеется в виду именно работа… и она не должна быть бессмысленной», —
Райан Холидэй.

И наоборот, утверждение, что каждый, кто работает над чем-то, занимается этим только чтобы убежать от себя, звучит как необоснованное обобщение. Если вы говорите, что не будете пытаться достигнуть своей цели, потому это является … (сюда вставьте любое объяснение Фрейда), то вы просто готовите себе оправдание на случай неудачи.

Необходимо избавиться от стереотипа о том, что трудоголики столько работают только потому, что чувствуют на себе давление капитализма или страдают от психологических расстройств. В большинстве случаев это неправда.

Поэтому бросайте своих друзей-циников и найдите себе компанию тех, кто тоже хочет развиваться. Мы болеем за вас, хотим, чтобы у вас все получилось, и чтобы вы взяли на себя ответственность за свою жизнь. Как сказал Сет Годин, «как вы вообще осмеливаетесь соглашаться на меньшее, когда мир позволяет так легко достигать величия?».

Перевод статьи — How Dare You Settle For Less When The World Has Made It So Easy For You To Be Remarkable?  via Клубер

.