Сорокачасовая рабочая неделя. Обязательное присутствие в офисе. Бесконечные совещания. Пробки по пути на работу и домой. Для миллионов людей это данность. Большинство из нас живет по правилам, которые давно пора пересмотреть. Большинство, но не все. Кали Ресслер и Джоди Томпсон придумали альтернативу устаревшей системе организации труда. Свой подход они назвали ROWE и описали в книге «Офис в стиле фанк».

Пока звучит воскресный блюз

Многие из нас в конце выходных испытывают необъяснимую тревогу. Вместо того, чтобы наслаждаться последними часами отдыха, мы ставим пластинку с одним единственным треком — «Завтра на работу…». Мы чувствуют беспокойство или даже страх — с одними это случается под вечер, с другими — в обед, с третьими — с самого утра.

Этот феномен еще в 1919 году описал венгерский психоаналитик Шандор Ференци. Сегодня, почти век спустя, многие из нас чувствуют то же, что и рабочие, которых опрашивал Ференци.

В английском языке даже есть такое понятие —Sunday night blues, или депрессия воскресного вечера.

Основательницы компании Culture Rx Кали Ресслер и Джоди Томпсон уверены: все дело в несовершенстве системы труда. Она выматывает, загоняет в жесткие рамки, не оставляет шансов на полноценную жизнь вне офиса (восемь часов на сон, девять на работу, три на дорогу, еще пара на домашние дела — и что остается?).

Рядовые сотрудники мирятся с этим положением дел, ведь «никто не обещал, что будет легко», да и «работа есть работа». Руководители, в свою очередь, не спускают с подчиненных глаз, считая ранние приходы в офис и поздние уходы признаком лояльности компании. Однако пора признать, что формула «время + присутствие = результат» в корне неверна.

Форду и не снилось

Предприниматели и руководители любят цитировать Генри Форда. Промышленник действительно внес в систему организации труда радикальные изменения: ввел самую высокую в США минимальную заработную плату, допустил рабочих к участию в прибылях компании, вместо двух девятичасовых смен ввел три восьмичасовые, что позволило заводам бесперебойно функционировать.

В те времена присутствие на рабочем месте было необходимо: если сотрудник отходил от конвейера, весь процесс останавливался. И хотя во многих других отношениях современные офисы мало напоминают заводы времен Форда, подход «упустишь работника из виду — все пропало» не изменился.

Но разве так важно, сколько мы тратим на очередное задание: 40 часов или 40 секунд, если в результате наших действий стоимость компании растет?

И если мы быстро и хорошо справляемся с обязанностями, за что нас наказывают, заставляя отсиживать положенное время? Стресс сотрудников каждый год обходится американскому бизнесу в 300 миллиардов долларов, а среднестатистический работник посвящает собственно работе всего три часа в день. Авторы книги «Офис в стиле фанк» убеждены: фиксированные рабочие часы расхолаживают и отбивают охоту к творчеству и созиданию.

Загадочная аббревиатура

В качестве альтернативы устаревшей системе Ресслер и Томпсон предлагают «Рабочую среду, ориентированную только на результат» (Results Only Work Environment, ROWE). Суть ее предельно проста: сотрудники могут заниматься тем, чем хотят и когда хотят, главное — выполнять работу в срок и добиваться результатов.

Основные принципы ROWE:

  • отношение к каждому сотруднику как к зрелой личности, которую не нужно постоянно контролировать,
  • отсутствие нормированного рабочего дня,
  • работа на результат (неважно, где и в какое время сотрудник работает и как выглядит рабочий процесс),
  • плата за работу, а не за потраченное на нее время.

Почему такой подход эффективен? Прежде всего, сотрудники ценят уважительное отношение к себе и перестают чувствовать напряжение. Для них важна возможность самостоятельно распоряжаться своим временем, расставлять приоритеты и чувствовать ответственность. Члены команды начинают воспринимать работу как личный проект и испытывают удовлетворение. Наконец, работа, основанная на знаниях, требует свободы, сосредоточенности и творческого подхода — их и дает коллективу ROWE.

Все это звучит фантастически, но Ресслер и Томпсон не ограничились теорией и опробовали систему на Best Buy — компании, владеющей сетью магазинов бытовой электроники и сопутствующих товаров. Собственно, эта компания, где они тогда работали, и стала экспериментальным полигоном.

В результате производительность повысилась на 35%, а количество увольнений по собственному желанию резко снизилось.

Более того, социологи наблюдали за 658 сотрудниками Best Buy, половина которых перешла на ROWE, а половина продолжала работать как всегда. Выяснилось, что 42% тех, кто перешел на новую систему (по сравнению с 23% в контрольной группе), отметили, что теперь им удается успешнее сочетать работу с личной жизнью, 53% — что у них появилось больше времени для всех сфер жизни. 25% опрошенных стали лучше и дольше спать, а 41% чувствовали прилив энергии.

Растущие производительность и прибыль, довольные жизнью сотрудники, экономия на оборудовании рабочих мест — все это заставило сделать выбор в пользу ROWE не только Best Buy, но и ряд других компаний, в том числе, в России. О плюсах этой системы говорятнапример, в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», выпустившем книгу Ресслер и Томпсон.

Возможно, такая система подходит не всем. Но в любом случае стоит наконец признать: «больше рабочих часов» не значит «больше работы» и тем более не обязательно подразумевает лучший результат. Признать — и попробовать работать по-новому.

Источник:
4td.fm