Хорошие новости редко комментируют: что тут скажешь, если и так всё хорошо? А вот на плохие или провокационные, спорные – как их ни назови – комментаторы всех мастей слетаются как мухи на мёд. За примером далеко ходить не надо: вспомните новость про защитника сборной Хорватии по футболу Виду, который после победы над сборной России записал видео со словами «Слава Украине!». Комментаторы вспомнили и Майдан, и войну в Югославии, и Гитлера, развязав настоящую фейсбучную войну. Почему люди повели себя так радикально?


Психологи, исследующие социальные сети, пришли к выводу, что если дискуссия идёт среди группы единомышленников, усреднённое мнение этой группы радикализуется. Почему? Одни просто осторожно высказывают своё мнение, не подкреплённое никакими фактами. Приходят другие, с более радикальными суждениями, они ловко вворачивают факты и используют хлёсткие метафоры. Так люди узнают новые аргументы, ставят лайки комментаторам, встают на их сторону. Один из них информативен: люди узнают новые аргументы, чтобы поддержать высказанные ими мнения. Получается, что люди восхищаются и хотят подражать тем, кто выражает самые крайние мнения. Поэтому радикально настроенные комментаторы имеют больше влияния в социальных сетях, чем люди, более или менее нейтрально выражающие своё мнение.

Людям, тем более настроенным радикально, скучно сидеть в группах по интересам. Даже в таких сообществах (например, «Привет, я качаюсь» или «Подслушано» в конкретном городе) обязательно найдутся злые комментаторы, которые будут разносить в пух и прах любой пост.

На страницах изданий в соцсетях открывается настоящее поле битвы. Ведь сколько людей, столько и мнений. Чем полярнее мнения и грубее выражения, тем выше градус дискуссии. Совершенно незнакомые люди переходят на личности, а когда аргументы заканчиваются, блокируют друг друга в порыве гнева или мнимой мести.

Беда в том, что виртуальные войны не остаются на экране смартфона или компьютера. Они, как вирус, проникают в нашу повседневную жизнь и отравляют её. Даже безобидный пост о поиске няни или сиделки для пожилого человека может повлечь за собой скандал. Например, моя знакомая (мама троих малышей) написала пост в сообщество нашего калифорнийского города: мол, ищу няню на дневное время, в обязанности входит приготовить поесть, накормить детей, прибраться. В день она готова была платить только сорок долларов. Комментаторы оскорбились до глубины души, обвинив злосчастную мамашу в замашках рабовладельца и непомерной скупости. Потом она призналась мне, что очень переживала и даже несколько ночей не могла нормально спать: так её задели комментарии соотечественников.

Социальные сети – намного более хитрый и опасный инструмент, чем просто сайты для весёлого времяпрепровождения. С их помощью можно закидывать фейковые новости, формировать нужные мнения, планировать перевороты и революции, вовлекать людей в незаконную деятельность, вербовать солдат в террористические организации… Психологи считают, что сейчас очень не хватает качественных исследований социальных сетей, которые могли бы помочь их регулированию – на благо нас самих.