Там, где живут трамваи

Сегодня я расскажу про трамвайное депо довоенной постройки. Калининградская трамвайная сеть является самой старой в России и действует с 1895 года. Депо рядом с Южным вокзалом было открыто в 1931 году. Во время бомбардировки Кёнисберга здание не пострадало и сохранилось до наших дней. Вместительность депо рассчитана на 160 вагонов (по факту вагонов сейчас гораздо меньше в связи с частичным сокращением трамвайной сети). Это единственное действующее депо в Калининграде.

Предшественником электрического трамвая в Кёнигсберге была конка, первый маршрут которой начал действовать 26 мая 1881 года. Конка быстро развивалась, к первому маршруту прибавлялись новые маршруты. Через 5 лет, к 1895 году в Кёнигсберге было уже пять маршрутов конки.

Открытие движения электрического трамвая в Кёнигсберге состоялось 31 мая 1895 года, однако конка продолжала функционировать и после открытия электрического трамвая. Последний раз влекомый лошадьми вагончик проехал по Кёнигсбергским улицам 30 октября 1901 года. К 1899 году в городе было запущено уже четыре маршрута электрического трамвая, в 1902 году их стало восемь, в 1904 — одиннадцать, а 1937 достигло пятнадцати. Каждый маршрут имел свой цвет.

В 1931 году было введено в строй новое депо, построенное на пустыре за строящимся тогда Главным вокзалом. Пространство было рассчитано на 160 вагонов.

Схема линий трамвайных маршрутов Кёнигсберга в 1938 году:

Нумерация маршрутов была введена только в 1941 году. До этого маршруты различались по цветам вагончиков или по сочетанию цветов.

Депо состоит из двух залов.

В первом — 3 пути, в большом зале — их аж 8! Но из-за расформирования многих маршрутов, депо заполнено едва на треть.

В настоящее время в Калининграде используются исключительно «Татры» (KT4SU, KT4D, T4D). Большинство этих трамваев были поставлены в город ещё в советские времена, однако позднее бывшие в употреблении «Татры» закупались в бывшей Восточной Германии. Трамваи Татра производил завод Татра, ЧКД Прага-Смихов, Чехословакия.

Tatra T4D. Год постройки — 1979.

Tatra KT4SU. Годы постройки — 1979—1983.

«Игрушечный» салон.

А этот трамвай появился в депо совсем недавно. В 2012 году было произведено первое обновление парка трамвая за последние 18 лет (с 1994 года). 7 октября 2012 года на площади Победы был продемонстрирован польский низкозольный трамвай фирмы PESA. Трамвай вышел на маршрут № 5 28 декабря 2012 года.

С 9 января 2013 Pesa регулярно ходит по 5 маршруту. Если опытная эксплуатация первого трамвая PESA будет признана успешной, планируется закупка ещё десяти трамваев этого типа.

На встроенных телевизорах крутят какие- то военные хроники.

Кабина водителя.

Самый старый и самый новый трамваи Калининграда. Знакомьтесь, немецкий высокопольный трамвай Duewag GT6. Год постройки — 1963.

Вагон был выкуплен у немцев б/у (из города Маннхайп) в 1995 и проездил по маршруту всего 3 года. Дальнейшая эксплуатация была невозможно, из-за отсутствия необходимых запчастей. Последний день работы на линии в качестве пассажирского вагона — 23 декабря 1998 г. К 2009 году вагон отреставрировали и вновь пустили на улицы города, но уже в качестве экскурсионного. Узнать информацию о работе старенького трамвая и купить билет можно в экскурсионных кассах города. Например, под Драмтеатром.

Состояние депо немного мрачноватое, но в то же время атмосферно.

Это мастерская, где ремонтируют трамваи. Внутри «ремонтируются» две Татры.

Здесь же происходит оклейка вагонов рекламой.

Кузница.

Новые ворота европейского производства. Одно из немногих обновлений депо за последние несколько лет.

На территории депо стоят еще две списанные Татры T4SU, используемые в настоящее время для технических нужд. Вагон для обслуживания рельсового хозяйства.

Поливомоечный с желобоочистительным прицепом.

Как ни печально, в Калининграде, как и в других городах России, наблюдается тенденция по сокращению трамвайной сети в пользу автобусов и маршруток.В настоящее время в городе остался только один трамвайный маршрут — № 5.