«Большая семья – это не страшно».
История москвички, родившей 16 детей
Никто не ожидал от Марины, что к 46 годам она станет мамой 16 детей. Никто – включая её саму и мужа.

Жизнь не по учебнику

Марина Соловей – москвичка в третьем поколении, внучка профессора, по учебникам которого в МГУ изучают математику. Сегодня она живёт в деревне, хотя выросла на Фрунзенской набережной, откуда открывался прекрасный вид на Кремль.

С будущим мужем Марина познакомилась, когда им обоим было по 16 лет: «Игорь не произвёл на меня впечатления – паренёк из ПТУ, в то время как я готовилась поступать в институт. Он это понял и безропотно исчез. Снова появился после армии. Я уже была замужем и ждала второго ребёнка. Отношения с мужем складывались плохо, и скоро мы расстались. Игорь был рядом – сидел со старшим сыном Антоном, когда я ходила в институт и на курсы, таскал за мной сумки из магазинов. При этом ничего не требовал взамен. А потом наступил момент – это был его день рождения, – когда Игорь пришёл к нам домой, и больше мы с ним не расставались». У пары не было свадьбы, нарядное белое платье Марина надела на венчание, будучи мамой 9 детей: «В 1999 г. мы решили, что войдём в новое тысячелетие в законном браке перед Богом». «После венчания настала удивительная пора – всё складывалось в нашу пользу. Подтверждалась поговорка: «Бог даёт детей, даст и на детей, – говорит Марина. – Пока у нас было 5 детей, мы ютились в комнате в коммуналке, которая досталась мне от бабушки. Потом нам выделили квартиру, а после рождения десятого ребёнка наша семья в Москве стала первой многодетной, которой власти выделили целый этаж – 4 квартиры, в общей сложности 8 комнат».

В деревню!

О переезде в деревню Марина задумалась ещё в 90-х гг., когда неделю семья с пятью детьми питалась манной кашей на воде. Марина понимала, что, имея хозяйство, было бы легче. Однако Игорь «созрел» для этого спустя 10 лет. В середине 2000-х семье выделили участок в 150 км от Москвы. «Сначала жили в бытовке и палатках. Как только поставили сруб, в новом доме родился 14-й ребёнок – Алёна. Бог давал мне лёгкие роды. Поэтому большинство детей я рожала дома, принимал младенцев Игорь, – рассказывает Марина. – С каждым следующим ребёнком я открывала для себя новый вкус материнства. Особенно остро поняла, какое это наслаждение – быть мамой, когда родила двенадцатого. Каждый раз с появлением малыша атмосфера в доме преображается. Новорождённый человечек становится центром внимания большой семьи. Каждый хочет проявить свою заботу – такое счастье дер­жать малютку на руках».

Все эти годы семья обходилась без помощи нянь и бабушек. Марина, естественно, не работала, а Игорь трудился на оборонном заводе, а потом ради гибкого графика занялся ремонтом электроники. А когда семья переехала в деревню, его работой стало обустройство хозяйст­ва. То, как у них появлялись деньги на постройку дома и бани, – отдельные истории. Вот одна: бизнесмен объявил награду за информацию о мошенниках, из-за которых он пострадал. Очень быстро столичная милиция арестовала преступников. Награду оперативник брать отказался, предложил отдать многодетной семье. Так предприниматель вышел на семью Соловей. Другой случай: благотворительный фонд объявил конкурс в 1 млн руб. для семей с 10 детьми, рождёнными в одном браке. Соловей конкурс выиграли и на этот миллион купили ещё один деревянный сруб. Марина показывает альбом, который она подготовила для конкурса вместе со старшими детьми. Десятки страниц, на которых словно солнечные зайчики улыбки детей, – семья встречает Новый год, Рождест­во, отмечает дни рождения, которые бывают здесь каждый месяц. Краткий рассказ о каждом из 16 детей – начиная со старшего, 26-летнего Антона, заканчивая младшим, 2-летним Матфеем, который сидит у мамы на коленях. Рядом суетятся средние дочки. Одни накрывают стол для чаепития, другие встречают местного Айболита – ветеринара Александра. Он пришёл сделать плановые прививки двум собакам и пяти кошкам, проведать новорождённых поросят. Ещё в хозяйстве корова и два телёнка.

Все школьники в семье – на домашнем обучении. Учитель один – Марина, недаром она заканчивала педагогический вуз. Каждый год в школе в Москве ребята сдают экзамены за очередной класс. Второгодников нет. А двое маминых учеников в данный момент уже студенты колледжа.

Пережить беду
Когда я ехала к Марине, то уже знала, что год назад в семье произошло несчастье – неожиданно умер Игорь. Со слезами на глазах она рассказала подробности: «Игорь чистил снег. Позвонил по мобильному сказать, что скоро закончит. А через две минуты с ним случился сердечный приступ – мгновенная смерть. Моя подруга, благодаря которой мы познакомились с Игорем, говорила: «Ты для него как икона. Он на тебя молится». А сейчас я смотрю на его фотографию и молюсь. Я уверена, что он в раю. Старшие дети говорят, что не привыкли нас воспринимать как двух разных людей, мы для них всегда были одним целым. Непросто смириться со смертью Игоря, но я понимаю, что на всё воля Божия».

В этой семье все дети крещёные. Последних четверых крестили уже после смерти Игоря. «Недалеко от нас церковь XVII в., построенная без единого гвоздя. В советское время её разобрали и продали мужикам на дрова. А они забрались на гору и вновь собрали храм. Удивительная история, правда?» – говорит Марина.

Жизнь всегда даёт выбор: можно что-то сжечь, а можно и пост­роить. Марина продолжает быть главным архитектором уникальной семьи, где уже есть 5 внуков. Дочки с детьми и мужьями живут на том самом 6-м этаже в Митине, который выделили семье Соловей. По выходным приезжают в деревню помогать. «Горький парадокс – умерев, Игорь нас обеспечил. По потере кормильца на каждого из детей младше 18 лет теперь выплачивают пособие, – говорит Марина. – У нас никогда не было таких доходов. Может, лучше наоборот – стараться помогать многодетным родителям, пока они оба живы?»

Сегодня у Марины в голове зреет проект семейного бизнеса – взять ещё участок, построить несколько домиков, где горожане смогут приходить в себя после бешеного ритма города. А тем, кто задумывается о большой семье, Марина готова передать свой опыт: «Пусть это будут курсы сознательного родительства. Люди посмотрят, что большая семья – это не страшно. И может быть, заложенное в них Богом и природой чувство ёкнет. И они поймут, где оно – истинное счастье».