Что спасло «Адмирала Кузнецова» от гибели

Это сейчас тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уверенно бороздит морские просторы, являясь ярким представителем элитных морских боевых единиц, строительство и обслуживание которых может позволить себе не каждое государство. Он наводит ужас на потенциального противника и именно о нем все СМИ пишут многочисленные статьи. Хотя еще совсем недавно, по историческим меркам, авианосец мог быть разобран на металлолом. Однако его спас советский легендарный летчик Тимур Апакидзе.
Офицер ВВС СССР славился своими незаурядными талантами и удивительной судьбой, патриотизмом и непреклонным характером. Изначально Тимур закончил Нахимовское морское училище. Полученное образование не предвещало его службу в авиации. Но мечта о небе и благосклонность случая завели его в Ейское летное училище.

Во время обучения он показал себя с наилучшей стороны, проявив недюжие способности к обучению и желание стать лучшим в своем деле. При подготовке Апакидзе тренировал один из самых жестких инструкторов – Владимир Абрамовский. Но, несмотря на все тяготы, Тимур успешно окончил училище и отправился служить в армию СССР в качестве летчика. Подготовка серьезно сказалась на молодом военном пилоте, заложив отличную летную базу.
В 1986 советский офицер был назначен командиром образованного 100-го корабельного истребительного полка, который базировался на аэродроме в Саках, в Крыму. Находясь на службе в этом соединении в 1991 году, Апакидзе впервые совершил посадку на тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» (именно так раньше назывался крейсер «Адмирал Кузнецов») на самолете Су-27К. Это стало триумфальным моментом, так как посадить самолет на авианосец могут лишь единицы. Особенно в 1991 году, когда еще толком и не были сформированы и натренированы экипажи палубной авиации.
Стоит отметить, что это стало определенной проблемой, так как авианосец бездействовал и не мог полностью выполнять свои боевые функции. В 1994 году, после развала Советского Союза, это затруднение дало о себе знать. Командующий авиацией Военно-морского флота Владимир Дейнека вызвал к себе командира смешанной корабельной авиационной дивизии Тимура Апакидзе и заявил:
«Если летная группа до конца года не сядет на авианосец, то корабль придется продать»
Это стало настоящим вызовом для Апакидзе. Но летчик не опустил руки и совершил геройский поступок. Он принял решение сажать «зеленых летчиков» в самых жестких условиях. Отбор в группу прошли пилоты с наименьшим опытом. Такой выбор был сделан потому, что выбранный контингент еще не успел обрести чувство страха. Подготовка проводилась в крайне неблагоприятных условиях: не было достаточного количества топлива для налета, отсутствовали запчасти и тренировочные комплексы (НИТКА остался в Крыму после распада СССР). Апакидзе методично летал с каждым из пилотов и оценивал качество усвоения летной программы.
Упорный, титанический труд позволил в августе, сентябре и октябре 1994 года успешно и неоднократно посадить всю группу на авианосец. Уже потом летчики расскажут, насколько тяжело было посадить самолет при скорости в 250 км в час на площадку размером 4 метра на 40 метров. Было совершено 10 взлетов и посадок.
Благодаря мужеству летчиков и их командира в России сохранилась корабельная авиация….