Фашисты боялись их как огня: группа бурятских снайперов била немцев наповал

Фашисты боялись их как огня. «Русские – что-то ужасное, и от них никуда не скрыться», – сообщал в письме домой о советских снайперах один из немец­ких солдат. А бояться им было чего: почти каждая пуля мастера меткого огня с красной звездочкой на пилот­ке точно ложилась в цель. Только легендарный Жамбал Тулаев и его ученики уничтожили около 1,5 ты­сячи немцев.

«Его дела запомнят навсегда, изо­браженье отольют из меди», – пред­сказывал послевоенную жизнь Жам­бала Ешеевича фронтовой поэт. Так и вышло. Сегодня о бесстрашном баторе Тункинской долины, за голову которо­го гитлеровцы предлагали миллион рейхсмарок, знают повсеместно. На слуху и имена других отваж­ных истребителей врагов – Никифора Афанасьева, Цырендаши Доржиева, Арсения Етобаева, Гармы Балтыро­ва. О других бурятских снайперах, к сожалению, в наши дни редко упоминают, их имена практически не вносят в списки луч­ших снайперов ВОВ.

Один из таких не заслуженно за­бытых метких фронтовиков – Гаврил Лебедев, который беспощадно уничтожал гитле­ровских захватчиков в период с 22 ноября 1942 по 3 февраля 1943 года. На его счету 23 убитых фрица.

Был и еще один герой, которого успели забыть – уроженец села Жемчуг Марх Аюшеев. Только лишь недавно удалось устано­вить, что этот стрелок погиб 5 октября 1943 года. Смелый, инициативный снайпер по­лучил в августе 43–го награду за то, что за несколько месяцев уничто­жил 59 гитлеровцев, неоднократно участвовал в рукопашных схватках с врагом, в результате чего получил два боевых ранения. Сегодня мало кто знает другого тункинского снайпера Андрея Нефедьева, который тоже, об­ладая недюжинной физической силой, истреблял врагов и в рукопашных схватках. О доблести выходца из тун­кинского села Саган-Нур лучше всяких слов говорят две его награды – орден Красной Звезды и медаль «За отвагу».

Драматична судьба джидинского «охотника на фрицев» Константина Доржиева. В одной из снайперских ду­элей зимой 1943 года у реки Висла в Польше его тяжело ранили в голо­ву. Домой в родной Верхний Ичётуй Константин Самбуевич после трех лет лечения в госпиталях вернулся инва­лидом первой группы. Но все же по­бедила недюжинная воля. И любовь, большая и чистая. Храброго и силь­ного духом снайпера дождалась с во­йны девушка по имени Цырен-Дулма. В 1949 году Доржиевы «всем смертям назло» сыграли свадьбу и справили новоселье в просторном доме.

До недавней поры оставались не­известными подвиги снайпера-бурята, уроженца Забайкальского края Шагдыра Кулырова. Из наград­ного листа героя следует, что стрелок-снайпер 529-го стрелкового полка 163-й стрелковой дивизии в июле 42-го был пред­ставлен к ордену Крас­ного Знамени. А по­служной боевой список снайпера Кулырова, который без вести пропал в 1942 году, составляет более 90 истре­бленных фашистов.

Через два года после Победы запо­здалая награда – орден Отечествен­ной войны II степени – нашла урожен­ца Кяхтинского района Иннокентия Игумнова. Еще один редко упоминае­мый бурятский снайпер получил его за то, что в 1944-м совершил несколь­ко подвигов: в бою под населенным пунктом Казаки, южнее Витебска, лично истребил трех немецких снай­перов, а через несколько дней подавил пулеметную точку противника.

Восемнадцатилетним пареньком по окончании 25-й Нижнеудинской снайперской школы попал в 136-й отдельный лыжный батальон второ­го Белорусского фронта бичурянин Георгий Белых. Снайпер-разведчик оказался в самом пекле сражений – под Витебском. Георгий Калистрато­вич вернулся домой с орденом Славы III степени и двумя медалями «За от­вагу».

На сегодня список 15 самых метких снайперов ВОВ, имеющих отношение к Бурятии, выглядит следующим образом:

1. Семён Номоконов (367 истребленных фашистов)

2. Арсений Етобаев (356)

3. Жамбал Тулаев (313)

4. Никифор Афанасьев (299)

5. Цырендаши Доржиев (270, по другим данным – 297)

6. Цыбик Цыдыпов (более 250)

7-8. Буда Галсанов и Игнат Хичибеев (более 200).

9. ДоржиУхинов (193 или 197)

10. Тогон Санжеев (186)

11. Гарма Балтыров (170)

12-13. Константин Доржиев и Чимит Цыдыпов (по 127)

14. Бато-Мунко Дамдинов (114)

15. Жимбэ Пагбаев (более 100)

Но стоит учитывать то, что этот реестр – не окончателен. Ведь боевые счета многих снайперов документально не подтверждены. Время от времени находятся новые фронтовые документы о наших снайперах.

Светлая память Героям и низкий поклон!

Никто не забыт, ничто не забыто…