Исторически в России отношение к древнейшей профессии — проституции — было неоднозначным: с ней то всячески боролись, то легализовывали, то вновь начинали искоренять. Например, первую хозяйку российского борделя отправили в Петропавловскую крепость, а Павел Первый ссылал пойманных с поличным дамочек в Сибирь. А спустя пару десятилетий произошёл перелом, и древнейшая профессия была легализована.

Новости и факты расскажет о нелёгкой судьбе продажных женщин в дореволюционной России.

Надо сказать, что государство очень долгое время не вмешивалось в сексуально-рыночные отношения. Нравственностью занимались церковь и общество, которые решали вопрос, приемлема ли проституция или нет, что называется «на местах».

Всё изменилось с приходом к власти Петра Первого, горевшего желанием изменить Россию к лучшему и превратить её в передовую европейскую державу. При нём власть предержащие впервые обратили внимание на продажных женщин и задумались о запрете проституции. Но царь заботился вовсе не о моральном облике граждан, как можно было подумать: его не устраивала ситуация, когда публичные дома располагались возле солдатских казарм, где то и дело вспыхивали настоящие эпидемии венерических заболеваний. В результате подобные «диверсии» вышли для проституток боком: им строго-настрого запретили подходить к казармам, а девиц, замеченных с солдатами, ловили и отправляли на исправительные работы.

Чем дальше, тем жёстче становились законы: Екатерина II ввела тюремное заключение для владельцев борделей, а Павел I пошёл дальше всех: приказал ссылать всех продажных женщин в Иркутск и обязал их носить одежду жёлтого цвета, чтобы все видели их проступок.

Ситуация кардинально изменилась при Николае I, и этот факт выглядит иронично, если учесть, что император слыл жутким консерватором.

Император Николай I

Царь посмотрел, сколько тратится сил и средств на борьбу с неискоренимым в принципе явлением, и решил, что если безобразие нельзя предотвратить, то его надо возглавить, после чего официально легализовал публичные дома. Эта мера оказалась неожиданно удачной. В выигрыше стали все: и государство, которое увеличило свои доходы за счёт налогов с борделей, и сами девушки, получившие легальный статус и не вынужденные больше бегать от полицейских облав, и клиенты, которые ходили к девицам, регулярно проходившим медицинские обследования.

Также при Николае Первом были введены «Правила для публичных женщин» и регламенты, в которых предписывалось не размещать дома терпимости ближе, чем в трёхсот метрах от школ, училищ и церквей.

У жриц любви забирали паспорта и выдавали вместо них жёлтые билеты (все помнят Соню Мармеладову из «Преступления и наказания»?), которые и подтверждали право женщины продавать себя. Билет совмещал в себе одновременно функции паспорта и медицинской книжки: помимо данных, удостоверяющих личность, в конце находились страницы, где должны были ставить подписи врачи, проводившие осмотр.

Жёлтый билет

Дальнейшее развитие рынка интим-услуг в Российской империи было довольно стандартным: со временем выделился сегмент элитных девушек, которых красиво именовали «камелиями», отсылая к роману Дюма «Дама с камелиями». Их образ жизни мало чем отличался от аристократического: развлечения, театры, рестораны, поездки в каретах. «Середняками» считались работницы публичных домов и обычные «билетные» проститутки-индивидуалки. Последних было больше всего — их количество исчисляется десятками тысяч.

Само собой, были и девушки, не оформленные соответствующим образом. Но далеко не все из них были «низшим сортом», потому что без надлежащего оформления работали, например, некоторые артистки кабаре, которых можно было за определённый денежный подарок «ангажировать в нумера».

Также ошибочно было бы считать, что в проститутки шли из-за лени. Опросы показывают, что таковых было не так уж и много, в то время как большинство женщин шли получать «жёлтый билет», чтобы хоть как-то себя прокормить. Статистика говорит, что почти половина проституток Российской Империи (48%) была из числа крестьянок, переехавших в город и оставшихся без средств к существованию.