Культы колдунов-оборотней существовали в Африке с древних времен –
люди-удавы, люди-крокодилы и тому подобное. Но самыми страшными и
жестокими были и остаются аниото – люди-леопарды.

С середины XIX века, когда в Центральную Африку начала массированно
проникать европейская цивилизация, туземцы стали жить как бы в двух
мирах – современном и древнем, населенном духами, которые неустанно
следят за каждым человеком и готовы наказать его.

В этом главная суть великой африканской религии, исповедуемой
миллионами, вне зависимости оттого, числятся ли они католиками,
мусульманами или язычника-мианимистами.

Братство на крови

…Неженатые молодые охотники буквально сходили с ума от красавицы
Мариам, но она уже сделала выбор, отдав предпочтение двоюродному брату,
16-летнему Сиссоко. Вот только жениться он пока не имел права – он еще
не состоял в «Обществе леопарда» и не мог считаться взрослым мужчиной.
Девушка сама себе подписала смертный приговор, когда заявила влюбленному
парню, что выйдет замуж только за настоящего безжалостного «леопарда».

Делать нечего, Сиссоко пошел к вождю «Общества леопардов» – старому
Кадуку. И попросил «борфиму», магический амулет, который делает человека
непобедимым и всемогущим. Кадуку ответил, что для его приготовления
нужна человеческая печень, и Сиссоко согласился убить человека.

Он не знал, что нужна печень юной девушки, его близкой родственницы, –
а такая девушка была только одна, его возлюбленная Мариам. А Кадуку тем
временем объявил матери девушки о предстоящем жертвоприношении.

Ночью Сиссоко вытащили из хижины люди в масках, одетые в леопардовые
шкуры, и увели в лес. Там на костре варилась похлебка, и Сиссоко поел ее
– это была похлебка из человечины. Его заставили дать клятву верности
обществу и вручили нож с двумя лезвиями, сказав, что теперь он –
человек-леопард, и завтра ночью он должен добыть печень для «борфимы».

На следующую ночь мать Мариам послала дочь в джунгли за листьями
целебного кароко, сказав, что она сильно занемогла. В джунглях девушку
ждала засада.

Поняв, кто стал жертвой, Сиссоко чуть не убил старого Кадуку, но
люди-леопарды связали его и заткнули рот пучком травы. А Кадука в это
время перерезал девушке горло, и следом его помощник вырвал горячую
печень из рассеченного девичьего живота.

На следующий день тело девушки разделили на мелкие кусочки, и каждый
житель деревни, включая и ее мать, съел свой кусочек. Кадуку взял себе
голову, кисти рук и ступни ног. Срезав лоскут с отсеченной головы,
Кадуку обернул в него кусочек жира из почки и кусочек печени -это и была
магическая «борфима», которую, как амулет, Сиссоко должен был теперь
носить всю жизнь на груди…

Так описывал обряд посвящения в аниото один из свидетелей.

Следы хищников

Первое
официальное упоминание о людях-леопардах датируется 1854 годом. В
городе Порт-Локо, на северо-западе Сьерра-Леоне, соплеменники сожгли
живьем мужчину, который якобы превратился в леопарда. В 1892 году
«Общество леопарда» было объявлено вне закона.

И только в 1912 году, когда количество жестоких убийств, совершенных
«леопардами», стало зашкаливать, был создан особый суд, который
возглавил судья сэр Уильям Брэндфорд Гриффит. Было арестовано более 400
человек, включая и вождей. Арестантов охраняли западно-африканские
пограничные войска – во избежание нападения «леопардов».

Все обвиняемые твердили, что убивали не они, а леопарды из джунглей.
Некоторые свидетели дали показания, и от их рассказов у судьи кровь
стыла в жилах. Выяснилось, в частности, что «борфиму» надо было
периодически смазывать человеческим жиром и кровью, чтобы она не
потеряла магических свойств, а значит, ее владелец был вынужден каждый
раз убивать людей. Трупы поедались членами общества.

Последовали суд и приговоры, пятеро «леопардов» было повешены,
остальные попали в тюрьму на разные сроки. Но губернатор Сьерра-Леоне
выразил сомнение, что этим все закончится. И как в воду глядел.
Деятельность секты здесь ослабла, но распространилась на соседние страны
-Конго, Либерию, Нигерию, Гвинею, Камерун, Гану и другие.

В 1935 году о «леопардах» опять заговорили после того, как в
Бельгийском Конго в течение года было найдено более 200 трупов,
растерзанных то ли зверями, то ли людьми-леопардами. Дело в том, что
анио-то всегда оставляли возле трупов большие «кошачьи следы», имитируя
их специальными приспособлениями. Трупы разрывали специальными
кастетами, имитирующими когти леопарда.

В 1946 году гром грянул в Нигерии. В округе Калабар было найдено
более 80 растерзанных человеческих трупов -вскрытые вены, перерезанные
глотки, вырванные сердца и легкие. И возле каждого трупа – отпечатки лап
леопарда. В стране ввели комендантский час, за помощь в поимке
преступников назначили высокую награду.

И все равно убийства продолжались прямо под носом у патрулей! В
частности, оказался растерзанным один полицейский – это были уже далеко
не ритуальные убийства. Самое страшное, что среди убитых было много
детей. Закончилось все масштабными арестами и 18 казненными через
повешение по приговору суда.

Итальянским журналистам Альберто Онгаро и Джан-франко Морольдо в
начале 1980-х удалось взять интервью у людей-леопардов, которые
рассказали о деятельности общества: «Есть две Африки, древняя и только
что родившаяся. Город живет по своим законам, а сельская, лесная Африка –
по своим. Два образа жизни, два мира, и старый мир не намерен уступать
новому…»

«Леопарды» называли себя стражами порядка, заведенного издревле. А
свое общество – частью системы, гарантирующей гармонию и справедливость.
И старательно отмежевывались от подражателей, которые убивали с целью
нагнать страха или просто ради самого убийства. Общество аниото –
карающий орган древней власти, наказывающий за проступки и преступления.
А все фокусы с превращением в леопардов – гипноз и специальная
дрессировка диких леопардов.

Зов джунглей

Последнее
резонансное дело «леопардов» произошло в 1994 году в Либерии, когда в
представительство Международного Красного Креста города Екепа
неизвестные тайком привезли восемь растерзанных тел детей и женщин и,
перед тем как быстро исчезнуть, предупредили о мести всем, кто осмелится
дотронуться до трупов.

Местный персонал больницы в ужасе разбежался. Остались только один
медбрат и хирург-пуэрториканец. Хирург осмотрел тела и обнаружил, что
одна женщина и один ребенок еще живы, но они ничего не могли рассказать –
страх перед аниото оказался сильнее.

Осмотрев трупы, врач обратил внимание на четкие следы человеческих зубов – отдельные органы и мышцы были буквально выгрызены.

Местные полицейские отказались приехать в больницу, только белый
офицер не побоялся. И сразу выдвинул версию: убийцы – люди-леопарды!
Вспомнил процесс 1946 года в Нигерии, где за всеми убийствами стоял
местный колдун, а вся магия сводилась к тому, чтобы замаскировать
банальные грабежи и подчинить себе население.

Увы,
на следующий день хирург и медбрат были обнаружены мертвыми, возле
трупов нашли следы лап леопарда. А выжившая женщина, жертва
людей-леопардов, таинственным образом исчезла.

Несмотря на то что расследование вела следственная группа Интерпола,
настоящие убийцы так и остались неизвестными. Властям была нужна другая
версия, чтобы успокоить граждан, и ее придумали: банда уголовников из
дезертиров поработала, маскируясь под аниото.

С начала XX века «Общество леопардов» все больше превращалось в секту
кровожадных убийц и каннибалов, наводящих ужас на страны Западной
Африки. К слову, в разных странах действовали отдельные общества,
которые значительно отличались друг от друга даже по способам убийств и
последующих манипуляций с телами жертв.

Часто простые бандиты работали под «леопардов», зная, что местная
полиция их даже искать не будет – побоится. Это на руку и властям,
позволяя держать в страхе население. Не секрет, что многие чиновники и в
прошлом, и сейчас состоят в этом обществе. В Камеруне оно вполне
легально – культ леопарда традиционен для Африки в целом.

В 1960-х президент Либерии Уильям Ваканарат Табмен занимал пост
Верховного руководителя ритуального общества Порро – людей-леопардов.
Правда, тайные и официальные общества существуют параллельно, и
представители вторых больше отдают дань древним культурным традициям. В
то время как аниото из тайных обществ вершат свой кровавый суд из века в
век.

Антон СТАРОСЕЛЬЦЕВ