В античную эпоху Невридой называли загадочный и волшебный край с
непроходимыми болотами, чистыми озерами и буреломными лесами. Чужеземные
торговцы не рисковали приходить сюда, устрашенные слухами о леших,
водяных нимфах и лесных чудовищах. Даже соседи невров мало что о них слышали. И тем не менее эти таинственные люди существовали в реальности.

Как и многие другие народы древности, невры впервые были упомянуты
Геродотом. Их описание в четвертой книге его «Истории» является
древнейшим письменным источником, посвященным истории Восточной Европы.
Геродот, писавший около 450 года до нашей эры, сообщает о походе
персидского царя Дария на скифов, примерно за 100 лет до того, и
перечисляет названия и положение пограничных народов. Среди них он
называет невров, андрофагов, меланхленов и будинов, живших на севере от
скифов.

Таинственная земля

«Отец истории» сообщает о неврах следующее: «Северные части Скифии,
простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру (Дунаю), граничат сначала
с агафирсами, затем с неврами, потом с андрофагами и, наконец, с
меланхленами». Далее он продолжает: «Истр – первая река Скифии, за ней
идет Тирас (Днестр. – Прим, авт.). Последний начинается на севере и
вытекает из большого озера на границе Скифии и земли невров. В устье
этой реки живут эллины, называемые тиритами».

В данном случае Геродот имел в виду жителей греческой колонии Тира,
основанной на берегу Днестровского лимана. Ныне там расположен город
Белгород-Днестровский Одесской области Украины.

«Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для
собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры,
а севернее невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня», –
заканчивает описание античный историк.

Сведения, которые он сообщил, позволяют с высокой степенью
достоверности установить местонахождение земли невров. Во-первых, река
Днестр, вытекающая из большого озера на севере, является границей между
Скифией и землей невров. Поскольку Днестр вообще не связан с озерами,
можно предположить, что под «большим озером» Геродот подразумевает
припятские болота, которые вполне могли стать естественной границей.

Во-вторых, поселения невров находятся на расстоянии 3 дней плавания
на восток или 11 дней – вверх по Днепру от города Гилы на берегу Черного
моря. Отсюда следует, что земли скифов-земледельцев располагались в
Нижнем и Среднем Поднепровье. Неврида, таким образом, находилась в
верхнем течении Днестра и Буга – к северу от скифских земель.

Получается, что невры составляли отдельный народ, который сыграл свою
роль во время персидского нашествия, потрясшего всю Скифию. Известно,
что царь невров принял участие в совете скифских царей. А когда началось
нашествие и скифы отступили в их земли, невры бежали на север в
безлюдную пустыню.

Показательно, что упоминания о неврах встречаются до IV века, причем
римские историки пишут, что невры жили у истоков Днепра. Но все дошедшие
до нас сведения отрывочны и лаконичны. Так что же представлял собой
этот странный и скрытный народ?

Люди-волки

Сам
Геродот лично невров не видел. Но наслушался о чудесах, творившихся в
их землях, от скифов и греческих колонистов Ольвии, Тиры и Никония.
Именно этот греческий историк «подлил масла в огонь», когда сообщил ряд
мистических и странных фактов о данном племени.

В частности, он написал, что невры за одно поколение до похода Дария
(то есть в середине VI века до нашей эры) переселились со своей родины в
землю будинов «из-за змей».

То ли действительно в тот год произошло невиданное нашествие этих
пресмыкающихся, то ли под «змеями» Геродот подразумевал врагов этого
народа, – сказать трудно.

Далее в описании невров он еще больше заинтриговывает читателей,
сообщая буквально следующее: «Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и
живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр
ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает
человеческий облик».

Это сообщение позволило ученым проследить представления об
оборотнях-волках в глубинах истории. Ведь приведенная античная легенда о
превращении невров в волков являлась вплоть до начала XX века
популярным мотивом украинского, белорусского и литовского фольклора.

Можно предположить, что и Серый волк, верный друг Ивана-царевича,
пришел в наши сказки из таинственной Невриды. Следы этой мифологии
отразились и в «Слове о полку Игореве», где в одном месте говорится о
полоцком князе Всеславе, который «сам в ночь волком рыскаше: из Киева
дорыскаше до кур Тмутороканя…»

Проведя аналогии с тотемными культами индейцев, ученые пришли к
выводу о наличии среди невров культа волка. Кроме того, можно
предположить, что к рождению легенды привел тот факт, что неврские
мужчины ходили в выделанных волчьих и медвежьих шкурах. Оттого и сами на
них были похожи. Если еще учесть, что все они носили густые бороды и
длинные волосы, легенда получает свое объяснение.

Археологи
считают, что воины-невры использовали доспехи из кожи зубра и
укрывались деревянными щитами, обтянутыми кожей. Из оружия в особой
чести была железная секира, которая была удобна не только для боя, но и
для работы. Но их не хватало.

Зато в избытке имелись для нечаянного случая деревянные булавы и
палицы, каменные топоры, кремневые копья, дротики, медные чеканы,
железные и костяные стрелы. Любого врага в Невриде ждали не только
глухие лесные чащи и топкие болота, но и неведомые люди-оборотни с
примитивным, но страшным оружием.

Археологическая головоломка

За исключением замечания, что невры придерживаются скифских обычаев,
Геродот не дал каких-либо развернутых сведений об их жизни, обычаях и
происхождении. Этническая принадлежность невров долгое время была
предметом обсуждения у лингвистов и археологов.

Начиная с XIX века историки пытались отождествить невров с тем или
иным народом Европы. Археологические исследования позволяют соотнести их
с носителями различных археологических культур. Высказаны точки зрения,
что невры оставили памятники так называемой лужицкой культуры (XII-IV
века до нашей эры, территории Полесья и Волыни), высоцкой культуры
(1100-600 годы до нашей эры, верховья Западного Буга и притоки Припяти) и
ряда других.

Но многие археологи в первую очередь связывают невров с милоградской
культурой в Верхнем Побужье, датируемой VII-II веками до нашей эры.

Она представлена большим числом разнообразных памятников:
укреплениями, городищами, селищами и могильниками. Ее обитатели строили
небольшие жилища наземного и полуземляночного типа. Среди найденных
орудий труда преобладают серпы, мотыги, зернотерки и топоры. Отпечатки
зерен на стенках сосудов показали, что население выращивало
преимущественно пшеницу и просо.

Кроме этого, оно занималось скотоводством, охотой, рыбной ловлей и
ремеслом – ткацким и гончарным. Была и примитивная металлургия на основе
болотных руд. По сравнению с соседями жили эти люди скромно, если не
сказать скудно. Бедность была обусловлена условиями жизни: болота и леса
не позволяли развивать перспективное земледелие.

То, что невры жили на западе Белоруссии и на востоке современной
Литвы, подтверждает наличие таких топонимов, как Нерис, Навры, Нарочь,
Неровка, Невришки и другие. Трудно сказать, был ли тут основной массив
невров или лишь какая-то их часть. Но они, бесспорно, тут жили, и потому
не могли не оставить своих следов в топонимике и фольклоре.

Действительно, названия рек, озер и деревень с корнем «нер» или «нор»
достаточно часто встречаются и в балтийских землях, в Пруссии, Латвии и
Литве, в Белоруссии и на западе России. Слово nerti («нырять,
погружаться») и сейчас существует в латышском и литовском языках.

Сегодня неврам отводится исключительно важная роль в проблеме
становления ряда народов. Ряд ведущих историков относят невров к предкам
славян. Другие отождествляют их с восточными балтами и даже с кельтами,
растворившимися среди балтского племенени эстиев.

Но независимо от того, кем в этническом отношении они были –
славянами, балтами или кельтами, в европейской истории невры остались
прежде всего как мистические люди-оборотни.

Евгений ЯРОВОЙ