В культуре Древней Руси особое место занимали обереги – предметы, призванные ограждать от несчастий и приносить в дом богатство и любовь.

Они могли быть самыми разными: глиняные или костяные фигурки, украшения, вышивка на одежде, кусочки бересты с заговорами…

Возникшие еще в языческие времена, обереги сохранились в народе и
после принятия христианства – и каждый из них имел свой определенный
сакральный смысл, защищая человека от той или иной опасности.

Солнечный круг

Среди оберегов наиболее интересны те, что служили для защиты жилища, –
поскольку именно они, как правило, были связаны не с материальной
ценностью вещи, а с ее сакральным смыслом. Их размещали во дворе дома,
перед входом в него, а также внутри – в местах, которые, по мнению
хозяев, нуждались в особенной защите.

:Даже
раскрашенная домашняя утварь служила в первую очередь для того, чтобы
отводить несчастья, и только потом – чтобы радовать глаз. С той же целью
делалась резьба на дверях, ставнях или наличниках – это были не просто
украшения, а обережные знаки.

Самыми давними защитными символами являлись узоры, связанные с тремя
стихиями, которым поклонялись славяне: Земли, Воды и Огня. Именно их
чаще всего призывали охранять жилище. Знаком Земли и плодородия был
ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой, символом Воды
– волнистые линии, а Огня- косой крест.

Защитные знаки наши предки обычно размещали вокруг отверстий или
сооружений, через которые нечистая сила могла проникнуть в дом: ворот,
дверей, окон, печных труб. Их покрывали особым орнаментом – обычно с
изображением солнца (шести- или восьмилучевая звезда, вписанная в круг)
или крестов, защищающих человека от злых сил с четырех сторон света.

Символы солнца должны были охранять жилище от ночной нечисти. На
фасаде дома солнце часто изображали трижды – утреннее, полуденное и
вечернее (средний знак – в высшей точке, а два боковых – пониже).

Рядом с солнечной символикой могли присутствовать громовой знак
(круг, разделенный на шесть секторов) – символ Перуна, защищавший дом от
попадания молнии, а также знак Рарога (крест, окруженный кругом) –
символ гармонии небесного и земного огня, «отвечавший» за здоровье
обитателей дома.

Правильная подкова

С солярной символикой связан образ коня, священного для древних
русичей животного, – это была небесная колесница, которой управлял
Дажьбог, олицетворявшая солнце. Чтобы хозяева избы жили долго, это
изображение помещали на крышу.

Фигурками коней украшали и стоявшие во дворе качели. В песнях и
сказаниях славян качание девушки на качелях соотносилось с ее любовью к
солнцу и дальнейшей удачей в замужестве. А совместное качание на качелях
юноши и девушки рассматривалось как пожелание им счастья.

:Для
привлечения счастья на заборе развешивали старые лапти и горшки, а на
ворота прибивали подковы. Считалось, что подкова напоминает по форме
месяц и является талисманом, потому что она выкована из железа в
очистительном огне.

Наши предки верили, что если подкову поместить в дымоходе, она
помешает ведьме влететь в дом, а если прикрепить к кровати, то не будут
сниться кошмары.

Подкову также вешали над входной дверью. Этот древний обычай
сохранился до сих пор – правда, в наши дни подобный оберег нередко можно
встретить висящим концами вниз, в то время как древние русичи
располагали его концами вверх. Ведь открытая вверх подкова ловит и
хранит счастье, а открытая вниз – не может удержать и упускает его.

Археологические находки древних славянских оберегов. Вот что
можно было найти на обычном селище вятичей. Берег реки Высса, Калужская
область. Селище неоднократно горело и подвергалось разорению. Основная
часть находок – времена вятичей (XI-XIII вв.). Вверху: пуговицы,
радимичская запона для плаща, височное кольцо для девочки, лунница,
накладки на пояс, обломки височных колец, кулонов и предметы
неизвестного назначения. Кроме того, наконечник стрелы, похожий на
половецкий.

Веник для домового

Внутри дома защитным орнаментом были покрыты почти все предметы быта: печь, кухонный стол, утварь, рабочие инструменты.

Дверь воспринималась не просто как вход в жилище – это была граница
между внутренним и внешним мирами. Помимо затворов и засовов, ее должны
были охранять вырезанные кресты, лежащие у порога пучки крапивы,
воткнутые в щели порога или косяка обломки косы или ножа.

Порог для русичей являлся границей между миром живых и миром мертвых
(под него раньше закапывали прах предков, чтобы те охраняли род). По
этой причине через него нельзя было выметать мусор, чтобы не вымести
кого-то из семьи. Также нельзя было переговариваться или передавать
что-либо через порог. Гостя нужно было встречать за порогом и пропускать
в дом впереди себя.

Очень почиталась печь, ее воспринимали как кормилицу, там жил огонь,
защитник и хранитель семьи, проявление бога Сварога. Поэтому в орнаменте
печи присутствовали его знаки – квадрат (семейный очаг) и два
перекрещенных веретена (символы пламени). Печь держали в чистоте, рядом с
ней нельзя было сквернословить.

Когда в ней выпекали хлеб, двери закрывали на замок, чтобы не вошел
кто-то чужой – считалось, что это притянет в дом бедность. Уборку дома
следовало начинать от двери к печи, а не наоборот. Протопленную печь
нельзя было оставлять пустой – в нее закладывали дрова, чтобы они
просохли, или ставили воду, чтобы нагрелась.

Древние русичи считали, что благополучие жилища напрямую зависит от
почтительного отношения к домовому, который живет под печкой. Для него
рядом с печью вешали веник, лапоть и хлебную лопатку – чтобы он знал,
что в доме всегда будет чисто, богато и сытно.

По диагонали от печи располагался красный угол (покутье), лучшее
место в доме, к которому были обращены изголовья постелей. Здесь
располагался стол и совершалось большинство обрядов, связанных с
рождением, свадьбой или похоронами.

В красном углу до появления христианства обычно стоял пучок колосьев –
символ достатка, чтобы в доме не переводился хлеб. Несколько зерен из
этого пучка обязательно добавляли в пшеницу, которой весной засевали
поле.

Полотенце с петухами

Особая охранительная роль отводилась вышивке, украшавшей постельное
белье, полотенца, скатерти и салфетки. Ее главным назначением была
защита от несчастья и порчи.

Чтобы создать такой оберег, древние мастерицы соблюдали
многочисленные правила и ритуалы. К примеру, на оборотной стороне
материала не должно было оставаться узелков- иначе рукоделие лишалось
магической силы.

Нельзя было делать вышивку – оберег для себя – так же, как нельзя
просить кого-то создать его. Оберег будет обладать силой в том случае,
если создан кровными родственниками и подарен от чистого сердца.

Каждый элемент вышивки обладал определенным значением. В основном при
ее создании использовались символы солнца (различные кресты, в том
числе с усиками, направленными по ходу движения светила).

Но также применялись знаки дерева (елочка) – символа долгой жизни,
звезды – символа разума, цветка – символа красоты, кругов и квадратов
-символов плодородия.

Узор должен был состоять из замкнутого округлого контура – тогда он
не пропустит нечистую силу и послужит реальной защитой. Не следовало на
одной вещи делать несколько различных по назначению обережных вышивок –
для каждой из них нужно было выбрать отдельное полотно.

Особую роль в жизни русичей играли обрядовые полотенца. Узоры на них
отражали семейные или календарные события. На праздниках именно на
обрядовых полотенцах выносили хлеб и соль (соль служила символом солнца и
любви, хлеб – земли и плодородия, а само полотенце -человеческой
судьбы). Жених и невеста во время обручения соединяли руки, обернув их
полотенцем, чтобы в будущей семье был достаток.

Новорожденного младенца повивальная бабка укладывала на новое,
специально подготовленное полотенце. На погребальном полотенце
изображались символы утраты (ромб, похожий на символ земли, но не с
точками, а пустой внутри).

Обережная вышивка на одежде

Каждодневные полотенца тоже расшивали защитным орнаментом – обычно с
изображением петухов, крик которых отгоняет нечистую силу. А чтобы
вышивка не потеряла чудодейственных свойств, с ней следовало справиться
за один день.

При обережной вышивке предпочтение отдавалось красному цвету ниток.
Хотя иногда использовали и другие цвета: кирпичный, алый, маковый,
смородиновый, вишневый (то есть близкие к красному). Сам рисунок на
материал предварительно не наносили, а только намечали его размер и
определяли месторасположение.

Ключ и колокольчик

Функцию оберегов выполняли и многие предметы домашнего обихода – например, скрыня (сундук для одежды).

Она переходила в наследство от матери к дочери, ее обязательно
украшали защитной резьбой. В ней хранилось приданое девушки, которое она
сама должна была вышить: сорочки, рушники, платки, постельное белье.

Очень важным предметом мебели была кровать, также покрытая обережными
узорами. Ее ставили в хорошем месте, которое определяли с помощью кошки
– где та сядет. На кровати нельзя было спать ногами к дверям, а под нее
в качестве защиты от злых сил клали полынь и чеснок.

Оберегами также служили иголки и булавки. Их вшивали в подол
подвенечного платья и втыкали в одежду для защиты от нечистой силы – или
в дверные косяки от проникновения ведьмы в дом.

Иногда на стену избы вешали старый ключ – он как бы запирал дом, не
позволяя проникнуть злым чарам. Ключ также символизировал достаток,
помогая хозяину добиться материального процветания. На стену вешали и
один из самых древних оберегов – глиняный колокольчик, звон которого, по
поверьям, отгонял от дома любую нечисть.

В Древней Руси невозможно было найти избу, где отсутствовали бы
обереги. Это часть культуры, связанная с языческими традициями и
помогающая лучше понять духовную сущность восточнославянских народов.

Платон ВИКТОРОВ