Следы механической обработки на посуде

Для
начала стоит напомнить читателю, что современная египтология отказывает
древним строителям пирамид даже в знании колеса и железа, считая этот
период «бронзовым веком» и объясняя технологические успехи этой
цивилизации простым механическим использованием огромного количества
рабочей силы. Однако, если такой подход способен отчасти объяснить
строительство мегалитических сооружений, то вряд ли приемлем для
объяснения имевшегося в Древнем Египте уровня математических и
астрономических знаний, а также высочайших образцов архитектуры и
искусства…


В
Каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы
изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой
пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера
(2667-2648 до н.э.). Исследователь египетских древностей У. Петри нашел
осколки подобных изделий и на плато Гиза.

В
отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных
вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы
механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при осевом
вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах
типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки особенно
хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на заключительной
стадии работал интенсивнее, также видны бороздки, оставшиеся при резком
изменении угла подачи режущего инструмента. Подобные следы обработки
видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Царство, хранится в
Музее Петри).

Эти
каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая утварь древних египтян,
но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные археологами.
Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие экспонаты
относятся к самому раннему периоду древнеегипетской цивилизации. Они
изготовлены из самых разнообразных материалов – от мягких, типа
алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа гранита.
Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом
относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью примитивных
инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните,
вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком
уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии
додинастического Египта.

Петри
писал по этому поводу: «…Токарный станок, кажется, был столь же
привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних
заводских цехах».

На
снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III династия, Каирский
музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III династия,
Британский музей).


Изделия
из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний
период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина
очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из
очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое
необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до
состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного
листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг
древнего мастера.

Другие
изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью»
пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие
которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии
ручного изготовления (справа).


Нижняя
часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза
(приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи
поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания
абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь
соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного
яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный
шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь
крошечной площади основания – менее 3,8 мм2 – любая ассиметрия в таком
плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от
вертикальной оси).

Подобные
технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого
производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом
варианте очень сложно. В граните – практически невозможно.


В
Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или
больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую
вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким
ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и
загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного мастерства.


На
этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов,
найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так называемой
пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является самой
древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех построенных, не
имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее
окрестности – уникальное место по количеству найденных образцов
искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий
исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза.

Многие
из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами
правителей самого раннего периода египетской истории – от
преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму,
трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же
мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего,
эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе
оказался их последующим владельцем.

Так
кто же их изготовил? И как? И где? И когда? И какие события происходили
с теми людьми, чья бытовая утварь была захоронена в самой старой из
египетских пирамид?

Часть экспозиции Каирского музея древностей и ступенчатая пирамида фараона Джосера в СаккареРоберт ФренсисImage and text by © R.F. McKenty