Особое благоговение православных перед великомученицей Параскевой
Пятницей, женской заступницей, во многом продолжает традицию поклонения
богине языческого культа Макоши. Слиянию двух образов в народном
сознании послужили общие функции — и Макошь, и Параскева
благоприятствовали браку и родам.

Святая Параскева Пятница
фото

Известно,
что родилась Параскева Пятница в III веке в состоятельной семье
сенатора в Иконии — столице древней Лакаонии, в Малой Азии. Ее глубоко
верующие родители из дней Страстной седмицы особо свято почитали Великую
пятницу — день крестных страданий Иисуса Христа. Поэтому и дочь,
родившуюся в пятничный день, назвали Параскевой, что в переводе
с греческого значит «пятница». Воспитанная в благочестивой семье,
Параскева с юных лет дала обет безбрачия и приняла решение посвятить
свою жизнь Богу и просвещению язычников.

Во время борьбы
императора Диоклетиана с проповедниками христианской веры Параскеву
схватили по указанию городского правителя Аэтия. Глава Лакаонии,
сраженный красотой девушки, даже хотел жениться на ней, но прежде
потребовал у нее принести жертву языческому идолу. За отказ отречься
от православной веры по приказу Аэтия Параскеву долго и мучительно
истязали, а затем бросили в темницу. По преданию, Господь исцелил
возносившую молитвы Параскеву. Но это не остановило ее гонителей. Они
стали поджигать девушку факелами, а затем отсекли ей голову. После
захоронения тела православные начали поклоняться ее мощам и заметили,
что больные люди стали чудесным образом исцеляться.

Языческая богиня Макошь

В крестьянских
верованиях Русского Севера Параскеву соотносят с полуязыческой
богиней — пряхой Макошью. Образ Параскевы Пятницы заслонил культ
почитания архаической Макоши, народ приписал и ей влияние на плодородие
и браки.

С памятью о великомученице по сей день связывают
множество обрядов и обычаев. В Древней Руси даже храмы и придорожные
часовни называли именем Пятница. В народе святую именовали Параскевой
Пятницей, Пятиной или Петкой. Иконописцы изображали подвижницу высокого
роста со строгим выражением лица. Иконы праведной мученицы, увенчанной
лучезарным венком, почитали и украшали лентами и монистами. Сельские
труженицы приносили к ее лику цветы и душистые травы, считая, что именно
Параскева заботится о засеянных ими полях и о сохранении скота
от падежа. В ее памятный день в храмы несли плоды для освящения, а затем
хранили их весь год как священные предметы.

«Параскева
Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она
покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны
«пятницкие родники».
Сам комплекс изображений Параскевы включает
понятие священной земной влаги. Больше того: вода земли и Параскева
тождественны — об этом свидетельствуют легенды об иконах Параскевы
Пятницы, неведомо как и почему являвшихся в источниках и водоемах».

Владимир Чичеров, литературовед, исследователь русского традиционного фольклора

«Пятнице иногда
посвящали первый сжатый сноп. Спецификой Пятницы были лен и пряжа. День
10 ноября (28 октября по старому стилю – церковная дата святой
Параскевы) был днем Пятницы Льняницы, когда «простолюдины носят
в церковь отрепанную первину льна». Обработка льна и прядение кудели
и шерсти особенно роднят в русском фольклоре Пятницу и Макошь: обе они
чрезвычайно внимательны к этим женским делам».

Борис Рыбаков, археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси