Лесной отшельницей окрестили ее местные жители. Сумасшедшей называли приезжие. С чувством глубокого удивления, не всегда замешенным на понимании, к ней относились коллеги по работе и звали Королевой обезьян.
ВДВОЕМ С РЫБКОЙ
По словам Дайан Фосси, она оказалась в Африке не потому, что так было уготовано судьбой. Просто в один прекрасный день у нее возникло огромное желание увидеть диких животных и пожить среди них в мире, не тронутом людьми.

Впрочем, обо всем по порядку. Родители девочки разошлись, когда ей было пять лет. Мать вышла замуж второй раз и, в попытке наладить свою жизнь, отдалилась от дочери. Девочка была одетой, обутой, но очень одинокой. А поскольку друзей среди сверстников у нее тоже не было, она стала искать дружбы с животными.

Но и здесь ее ждало разочарование. Мама не позволила ей завести ни собаку, ни кошку. Так что единственным другом девочки стала безмолвная и равнодушная аквариумная рыбка.

Шли годы. Дайан неплохо училась, мечтая стать ветеринаром. Но сдать экзамены по химии и физике при поступлении в Калифорнийский университет не смогла. Стала психологом и начала работать с больными детьми. А поскольку Дайан не умела отдаваться делу наполовину, сутки напролет она проводила в клинике, со своими маленькими пациентами.

Внешне она была милой и почти незаметной. Но мужчинам нравилась. Иногда в ее жизни случались романы, но, увы, скоротечные. И мы, рассказывая о подвиге Дайан Фосси, никогда бы не вспомнили ни об одном из них, если бы из него не выросла ее огромная мечта об Африке.

СТРАНА ГОРИЛЛ

Итак, один из кавалеров девушки был из Родезии. Пытаясь поразить ее воображение, он часто рассказывал ей об Африке и заразил своей любовью.

В 1963 году, собрав небольшую сумму денег, Дайан отправилась в Танзанию. И здесь увидела первых горилл. «Они были большие, но совсем не безобразные», — вспоминала она позже. Сначала Дайан рассматривала своих соседей с безопасного расстояния, но постепенно начала с ними общаться, изучив их язык. Примитивный, простой, но все же язык. Во всяком случае, и она их, и они ее понимали.

Дайан научилась лаять, смешно хрюкать, шипеть и имитировать движения горилл. Когда она хотела продемонстрировать вожаку стаи свое дружелюбие и расположение, девушка обхватывала себя руками и приседала несколько раз, чтобы быть ниже вожака. Горилле это безумно нравилось — он улыбался, высоко подпрыгивал и несколько раз даже угощал гостью фруктами.

Со временем животные приняли Дайан в свою стаю. Она могла сидеть рядом с ними часами, грызть любимый ими дикий сельдерей или выбирать вшей из шерсти горилл. Дайан была счастлива.

Ведь теперь она наконец-то обрела друзей. Кротких и ласковых. Требовательных и игривых. Но главное — всегда ждущих ее и любящих. А то, что они ее любят, она знала наверняка.

Так прошло четыре года. Фосси удалось получить грант Национального географического общества и основать исследовательскую станцию — Карисоке. Имя Дайан Фосси замелькало на страницах журналов и газет. К ее мнению стали прислушиваться, В ее дебри начали отправлять экспедиции. У Дайан появились свои поклонники и даже покровители. Но ей все это было не по душе.

Необходимость хоть иногда выезжать на конференции и симпозиумы тяготила. Так что со временем Фосси еще больше замкнулась в своем обезьяньем мире и вообще перестала показываться на людях. Почти все свое время она предпочитала проводить среди любезных ее сердцу мохнатых друзей.

Те же платили ей редкой привязанностью. На людей, даже местных жителей, ее отчуждение производило странное впечатление и все больше отторгало от нее, внушая недоверие, а порой и откровенную враждебность.

Когда в январе 1970 года фотография Дайан появилась на обложке National Geographic, женщина стала знаменитой. В 1980 году она получила докторскую степень в Кембриджском университете и была названа ведущим специалистом в мире по физиологии и поведению горных горилл. Фосси читала собственный курс лекций в Корнеллском университете в 1981-1983 годах.

В 1983 году вышла ее научно-популярная книга «Гориллы в тумане», ставшая бестселлером. Эта книга до сих пор является самой продаваемой книгой в мире о гориллах. В 1988 году по мотивам этой книги был снят одноименный художественный фильм с Сигурни Уивер в главной роли.

НЕИСТОВАЯ ДАЙАН

Они называли ее Ньирамачабелли, что значит «женщина, которая живет одна в горах», И считали самой настоящей сумасшедшей. К счастью, Дайан нисколько не волновало, что думают о ней другие. Она работала не покладая рук, проводя одно исследование за другим. И болела душой только за своих питомцев.

Работа давала ощутимые результаты. Она многого добилась в изучении животных, которых давно уже перестала воспринимать как просто зверей. Вопрос о вымирании вида уже не стоял — под чутким патронажем Дайан крутые горные склоны туманной Вирунги населяли уже 20 семей горилл.

Постепенно животные стали ее семьей. Потому Фосси была безжалостна к тем, кто наносил непоправимый урон природе и представлял угрозу для популяции ее друзей. Дайан преследовала браконьеров беспощадно: отбирала ружья, выводила из строя капканы и даже собственноручно порола преступников.

Со временем ситуация усугубилась. Оказалось, что земли, заселенные гориллами, весьма живописны и богаты. А потому именно на них положило глаз правительство Руанды, желая создать прибыльный парк развлечений, в котором обитают почти дрессированные гориллы.

Такого аттракциона не было нигде и никогда! Естественно, Дайан была категорически против. Она открыто пообещала собственноручно пристрелить первого же туриста, который посмеет ступить на землю ее станции.

«Можно с уважением относиться к подвижничеству хрупкой, уже не очень молодой и далеко не здоровой женщины, но все имеет свои пределы… даже любовь к братьям нашим меньшим» — так или приблизительно так рассуждал министр Руанды.

Надо сказать, он неплохо относился к «неистовой Дайан» все эти годы. Ему даже отчасти льстило, что в его стране живет и работает столь крупный ученый, да еще с такой необычной судьбой.

Но интересы страны, как, впрочем, и своего, видимо, кармана, были превыше всего… И началась открытая травля Дайан Фосси. Результат был неожиданным даже для него. Во всяком случае, говорят, он сильно расстроился.

МАЧЕТЕ ДЛЯ УБИЙСТВА

Ранним туманным утром молодой американский аспирант Уэйн Макгвайр, проводивший исследования вместе с Дайан Фосси, был разбужен громкими перепуганными криками чернокожих работников станции Карисоке.

Он приехал не так давно и плохо еще знал местный язык — суахили. Но истошно выкрикнутую множество раз фразу «Дайан куфа!» перевел почти сразу, однако отказался ей верить. Осознал случившееся позже, когда в коттедже Дайан увидел ее распростертое возле кровати тело с безжалостно изрубленной головой и изуродованным лицом.

Орудие убийства лежало рядом — старое мачете, самый необходимый инструмент для тех, кто вынужден продираться сквозь джунгли. Несколько лет назад Дайан бесстрашно отобрала его у одного из бесчисленных врагов ее обезьян. Теперь «ружье выстрелило».

Это случилось 27 декабря 1985 года. В рождественские праздничные дни. Дайан Фосси шел 54-й год. Через несколько дней ее похоронили. Еще через девять месяцев Макгвайру и одному из работников станции, Эммануэлю Руелекане, быстренько предъявили обвинение в убийстве.

Расследовать случившееся никто даже не собирался. Нужно было лишь соблюсти видимость законности и по возможности сохранить лицо перед могущественными Штатами.

Дайан Фосси нашла свое последнее упокоение на крохотном кладбище для животных. Ее могила находится рядом с могилами горилл, которых она хоронила по всем правилам и которым она посвятила всю свою жизнь. Эти давно просевшие холмики земли плотно укрыли дикие орхидеи, источающие тяжелый, сладковато-приторный аромат.

На надгробной плите высечены ее руандийское имя Ньирамачабелли и эпитафия: «Никто не любил горилл сильнее. Покойся с миром, дорогая подруга, навечно защищенная в этой святой земле, твоем доме, которому ты принадлежишь».

«Она выпала из мира людей, и беда ее состояла в том, что она не могла сама превратиться в гориллу…» — так с горечью сказал на могиле Дайан один из ее коллег. Наверное, лучше не скажешь…

Парк построили. Туристов запустили. Что захотели — они увидели. Что смогли — загадили. Многие обезьяны не выдержали изменений привычного уклада жизни и быстро зачахли.

История жизни Дайан Фосси в несколько приукрашенном виде легла в основу фильма «Гориллы в тумане», над которым вот уже не одно десятилетие рыдают и дети, и взрослые…

Сергей БОРОДИН