Шведские, китайские и британские учёные в ходе общего исследования нашли окаменелость с отпечатком археоптерикса. Его научное название – Archaeopteryx albersdoerferi в честь палеонтолога Раймунда Альберсдорфера.

Открытие произошло на территории Баварии, как передаёт журнал Historical Biology.

Останки являются чрезвычайно важными. О них упоминают, как о совершенно новом виде археоптерикса. Он являлся важной недостающей частью цепочки между динозаврами и современными птицами.

Находку изучили в Европейском центре синхротронного излучения (ESRF), расположенном в Гренобле, с применением компьютерной томографии. Установлено, что этот вид ближе к птицам, чем к динозаврам. Также установлено, что найденные останки на 400 лет старше всех останков этого вида, обнаруженных ранее.

Археоптериксы жили на Земле около 150 млн лет назад. Предположительно, на территории современной Баварии, так как все останки найдены там. Первые находки были еще в 1990 году, но особое внимание к исследованию появилось только 7 лет назад. За это время было найдено 12 скелетов. Отличались птицы очень длинными передними конечностями с тремя пальцами и хорошо развитыми перьями.

В среде палеонтологов на данный момент нет общего мнения, каким образом и почему предки современных птиц обзавелись перьями и крыльями. Для одних приемлема теория о том, что крылья помогли освоить недоступное для динозавров воздушное пространство. Есть также мнение, что перья служили для сохранения тепла или для привлечения самок.

Большое количество споров вызывает время, когда птицы научились летать. Одни палеонтологи говорят, что это случилось достаточно рано, в конце юрского или в начале мелового периода. Другие учёные указывают на то, что кости и мышцы древних птиц были недостаточно окрепшими для перелётов даже с ветки на ветку, не говоря о полётах в воздухе.

Татьяна Волкова