Благодаря футуристическому гелю 3D-печать с использованием мягких материалов стала реальностью. В ближайшем будущем нейрохирурги смогут создать трёхмерную копию мозга для отработки действий перед трудной операцией.
Создана новая среда для 3D-принтера, которая позволит создавать тонкие объекты. Фото: freeimages.com

Создана новая среда для 3D-принтера, которая позволит создавать тонкие объекты.
Фото: freeimages.com

Новый 3D-принтер способен создавать вены с очень тонкими стенками (не толще человеческого волоса), и этому способствуют два очень важных фактора. Во-первых, в новой технологии создания тонких объектов нет ограничений из-за гравитации. Печать проводится в субстанции напоминающей по своей консистенции антисептический гель. Во-вторых, используемым материалом являются настоящие клетки человека.

Команда инженеров и исследователей в области биомедицины во главе с Тапомойем Бхаттачарджи и Томасом Анджелини в университете Флориды представила радикально новую технологию 3D-печати. Новое устройство способно использовать любопытные свойства гранулированных гелей, которые находятся между жидким и твердым состоянием. Согласно последнему исследованию группы, опубликованному в Science Advances, новый принтер может работать в таких мягких средах, как гидрогели и силикон. Эти среды позволяют фиксировать создаваемый объект и в то же время способны деформироваться во время печати, что позволяет создавать невероятно тонкие и изощрённые объекты (например, сосуды кровеносной системы человека).

За прошедший год команда использовала принтер для создания большого количества объектов из семи различных типов живых клеток, в том числе из стволовых клеток человека, и из различных мягких материалов. Например, учёным удалось создать силиконовых медуз и сети вен, состоящие полностью из клеток человеческой аорты. Одно из самых серьёзных преимуществ нового принтера – разрешение печати, которое составляет приблизительно 1 мкм (одна тысячная миллиметра). Это 1 процент от диаметра человеческого волоса. Ученые считают, что их новый 3D-принтер будет использоваться в электронике для создания новых сверхтонких микрочипов и транзисторов, а также в тканевой инженерии для печать органов, которые можно будет трансплантировать без риска отторжения.

«Это прекрасная работа, основные концепции нового 3D-принтера являются весьма знаимыми для современной науки», – считает Дженифер Льюис, ведущий эксперт 3D-печати и инженер из Гарвардского университета, который не принимал участия в разработке нового устройства. «Новые среды обеспечивают поддержку печатаемого материала и позволяют создавать объекты любой требуемой формы».