Исследователи разработали бетонную смесь, которая позволяет нагревать
дороги, что существенно облегчает приведение их в надлежащий вид после
снежной бури. Внедрению технологии на протяжении десятков лет мешали
слабое финансирование и большие затраты. В новом составе «электробетона»
удалось снизить издержки на 60 %.Зрелище, способное растопить сердце любого водителя во время метели: снег падает, а мостовая остается чистой.


© turtix | Shutterstock.com
Специально разработанный бетон, при использовании его в качестве дорожного покрытия, может помочь быстрее освобождать дороги от снега и льда путем его нагревания. Бетонная смесь, содержащая электропроводящие компоненты, способна, в частности, обеспечить бесперебойную работу аэропортов и других транспортных узлов зимой во время непогоды.
Новый вид бетона проходит проверку в Университете Небраски-Линкольна. В ходе последнего тестирования использовались отходы угольной и сталелитейной промышленности, что способствовало уменьшению издержек на 60 % по сравнению с предыдущими образцами «электробетона». Эта идея принадлежит профессору гражданской инженерии Крису Туаню.
Фрагмент бетонного покрытия размером 20 кв. метров имеет встроенные стальные стержни, соединенные с источником питания переменного тока напряжением 120 В. Электропроводимость обеспечивается включением в состав бетона «коксовой мелочи» (побочного продукта при добыче угля) и стальной стружки, которые считаются промышленными отходами.
Некоторые подогреваемые дороги и подъездные пути снабжены системой подземных катушек в качестве источников лучистого тепла, но они прогревают поверхность неравномерно. Профессор Туань поясняет, что при использовании электропроводящего бетона нагревается вся бетонированная поверхность — холодных участков нет. Эта система практически не требует обслуживания и потребляет всего 130 Вт энергии на квадратный метр.
Электропроводящий бетон является эффективным решением не только для дорог и аэропортов. Кроме растапливания снега, он имеет еще одно полезное свойство: такой материал может блокировать электромагнитные волны. Это позволяет защитить электрооборудование от ударов молнии и скачков напряжения. Также он может пригодиться в зданиях с высоким уровнем безопасности как блокиратор мобильной связи.
Дебора Чанг, профессор инженерии Университета штата Нью-Йорк в Буффало, сообщает, что за все время изучения электропроводящего бетона самым большим препятствием для внедрения этой технологии была ее стоимость. Новая разработка нуждается в очень тщательном тестировании, прежде чем подрядчики рискнут его использовать, потому что это большая ответственность.
Крис Туань планирует создать датчики и элементы управления в разработанном бетонном покрытии, чтобы включение/выключение нагрева происходило в автоматическом режиме при начале и окончании снегопада.