Используя технологию генетического редактирования CRISPR-Cas9, специалисты в области биологии уже довольно давно мечтают возродить исчезнувшие виды – к примеру, вымерших столетие назад почтовых голубей, а также птицу додо и морскую корову, которых не существует уже несколько веков.

Учёные Гарвардского университета ставят перед собой ещё более амбициозные цели – они надеются «вернуть к жизни» мамонтов, последний из которых бродил по Земле примерно четыре тысячи лет назад.

Как рассказывает биолог Джордж Черч, уже через семь лет эксперимент может завершиться успехом. Специалисты уже добыли образцы ДНК мамонта из замороженных останков и в этом году «встроили» их в геном азиатского слона.

Мамонты и современные слоны настолько близки в генетическом отношении, что сосуществуй они сегодня, они могли бы оставить совместное потомство. Это даёт генным инженерам надежду, что два генетически модифицированных слона могут подарить миру ещё более мамонтоподобных детёнышей, пишет The Huffington Post.

Учёными уже составлена «дорожная карта» возрождения мамонтов. В ближайшие годы слоны, «превращённые» в свою древнюю разновидность, должны будут из поколения в поколение всё сильнее обрастать шерстью, а под их кожей будет формироваться всё более толстая жировая прослойка. Кровеносная система также трансформируется, чтобы отвечать требованиям жизни в холодных регионах.

После этого животным понадобится новый дом, и территорию для них специалисты предлагают выделить в Сибири и в Северной Америке. Биологи рассчитывают, что в перспективе это позволит восстановить полярные экосистемы и замедлить процесс изменения климата во всём мире.

Впрочем, некоторые учёные в отношении этого проекта настроены не слишком оптимистично. В частности, на страницах National Geographic с критикой идеи возрождения древних видов выступил Стюард Пимм из Университета Дьюка. С его точки зрения, это отвлекает внимание учёных и общественности от более насущной задачи по сохранению биоразнообразия – охраны множества видов, живущих в наше время, но находящихся на грани исчезновения.

К тому же, заявляет Стюард Пимм, даже в случае, если эксперименты по возрождению древних животных пройдут успешно, шансы этих животных выжить в долгосрочной перспективе всё равно нельзя назвать стопроцентными: если они исчезли, не сумев приспособиться к изменяющимся условиям в прошлом, едва ли они смогут выжить в новом, ещё более изменившемся мире.