Итоги 2016 года — российские авиакомпании потеряли 3,8% пассажиров


Росавиация подвела итоги 2016 года — согласно опубликованным данным российские авиакомпании суммарно перевезли 88,55 миллионов пассажиров, что на 3,8% меньше, чем было зафиксировано годом ранее.

Первая информация об итогах года в авиационной отрасли поступила от министра транспорта России Максима Соколова. Перед журналистами он озвучил цифру — 88 миллионов пассажиров, при этом подчеркнув, что данные предварительные и есть небольшая погрешность. Чуть позже Росавиация опубликовала официальные цифры и у аналитиков появилась возможность сравнить их с показателями прошлого года.

  • 88,55 миллионов — общий пассажиропоток российских авиакомпаний (-3,8%);
  • 55 миллионов — внутренний трафик российских перевозчиков (+4,6%);
  • 33 миллиона — международный пассажиропоток (-16,5%)

Заметим, что положительное влияние на годовые цифры оказал декабрь 2016 года. Согласно официальным данным, в последний месяц года российские авиакомпании перевезли 6,65 миллионов человек, что на 20,3% больше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом одновременно возрос процент занятых кресел до цифры в 77%.

Подводя итоги, многие эксперты отметили, что 2016 год был весьма непростым для российской авиационной отрасли.

  • В условиях продолжающегося экономического кризиса, граждане стали реже пользоваться самолетами, предпочитая более дешевый транспорт.
  • Все еще ощущалось влияние банкротства «Трансаэро» — второй по величине авиакомпании России. Практически весь прошедший год другие перевозчики перераспределяли пассажиров между собой, завершив этот процесс лишь к 2017 году.
  • Огромное значение сыграла внешняя политика: весь год российские авиакомпании не могли летать на Украину; большую часть года для чартеров была закрыта Турция. Учитывая, что оба направления считаются достаточно загруженными, недобор пассажиропотока получился значительным.
  • Эксперты отметили, что крупнейшие авиакомпании России по итогам года показали рост. Однако, причины данного явления кроются в крахе «Трансаэро». В 2015 году обанкротившийся перевозчик обслужил 11,21 миллиона человек. Логично предположить, что большая часть клиентов выбрала для путешествий другую авиакомпанию, причем из числа лидеров рынка. Именно благодаря этому выросли показатели «Аэрофлота», «Сибири», «России» и других магистральных перевозчиков.

    На третье место по пассажиропотоку вышла авиакомпания «Россия» — 8,09 миллионов пассажиров (+70,5%). Впечатляющие результаты деятельности не должны вводить в заблуждение — рост во многом связан с объединением нескольких перевозчиков под одним брендом. Если же учитывать итоги деятельности Orenair и «Донавиа» за 2015 год, то скорректированные данные покажут +10,8% пассажиров.

    Представители Utair уже дали предварительный прогноз на 2017 год. Согласно их заявлению, прирост пассажиропотока у крупнейших представителей отрасли значительно снизится. Бывшие клиенты «Трансаэро» распределены, а новых пассажиров отрасли взять практически негде — на внутреннем рынке ожидается стагнация, на внешних направлениях заметное снижение активности.