Граждане Чили, которая считалась символом латиноамериканского благополучия, вышли на улицы. Страну, где качественные медицина и образование теперь доступны только богатым, возмутил цинизм властей, пишет журнал НВ.

Фото: REUTERS/Ivan Alvarado

Фото: REUTERS/Ivan Alvarado

Ноябрьским вечером Йонатан Вийяреаль, 27‑летний музыкант из Сантьяго, возвращается домой с работы под крики, свист и барабанную дробь. Прямо посреди спального района неподалеку от его дома группа протестующих выстукивает ритм, размахивая флагом Чили.

Вийяреаль к такому уже привык: масштабные протесты в его городе и по всей 18‑миллионной стране не утихают третью неделю подряд.

«Люди проводят на улицах дни напролет, они рассержены, хотят перемен и повышения качества жизни», — рассказывает Вийяреаль. Его товарищ Гектор Монкада, инженер и участник демонстраций, перечисляет требования возмущенных чилийцев: справедливая пенсионная система, гарантированный государством доступ к качественным здравоохранению и образованию и, наконец, новая конституция.

Массовые волнения указывают: общество недовольно экономической моделью и политической системой Чили, заглядывает глубже Стефано Палестини, доцент Института политических наук в Католическом университете Чили.

«Созданная в период диктатуры Аугусто Пиночета чилийская модель рыночной экономики рассматривает образование, здравоохранение, пенсии и базовые коммунальные сервисы как товар, а не как общественное благо», — поясняет эксперт.

С начала 1980‑х приватизация этих сфер обеспечила Чили высокие темпы экономического роста и помогла побороть крайнюю бедность: за прошедшие 30 лет уровень бедности снизился с 40% до менее 9%. Но тут появились другие проблемы.

Чтобы получить доступ к частному образованию и здравоохранению, представителям среднего класса приходится брать кредиты. Тогда как бедные жители страны, хоть и могут учиться и лечиться за государственный счет, вынуждены мириться с невысоким качеством таких услуг из‑за их недофинансирования, поясняет Палестини. В свою очередь рынки потребительских товаров превратились в олигополии, где цены устанавливают несколько игроков.

«Образование и медицина в Чили безумно дорогие, кредиты на обучение некоторые выплачивают по 20 лет, причем даже за государственное образование нужно платить», — описывает ситуацию Вийяреаль.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), средняя зарплата чилийцев превышает 1 млн чилийских песо (более $ 1,4 тыс.) в месяц. Это больше среднего заработка греков, венгров и жителей Прибалтики. Здесь стабильно невысокая инфляция и привлекательный инвестиционный климат. Однако уровень экономического неравенства крайне высок: по неравномерности распределения доходов Чили входит в топ-15 мирового рейтинга, где большинство позиций занимают страны Африки и Центральной Америки.

«В мире и в своем регионе Чили считалась сильной экономикой с хорошими дорогами и инфраструктурой, примером для всей Латинской Америки, но ее рост работал на частные интересы», — сетует Джованни, 29‑летний юрист и социолог из Сантьяго, который тоже участвует в протестах.

Чилийцы долго мирились с социальной несправедливостью, но их терпение лопнуло, когда 18 октября власти повысили цену проезда в столичном метро. Тогда на акции протеста, которые быстро переросли в массовые беспорядки, вышли тысячи — в столице разъяренная толпа разгромила 19 станций метро, по городам прокатилась волна поджогов и мародерства.

«Социальный взрыв произошел из‑за неравного распределения доходов и притворства властей, будто они заботятся об обществе», — упрекает политиков Джованни.

В ответ на протесты президент Себастьян Пиньера уже отправил в отставку восьмерых министров, пообещал увеличить пенсии и минимальную зарплату, одновременно повысив налоги для состоятельных чилийцев.

Демонстрантов это не удовлетворило. 25 октября мирный марш в Сантьяго собрал 1 млн участников и стал самым массовым с момента восстановления в стране демократии в 1990 году.

Протесты будут продолжаться, прогнозируют обозреватели. Из-за нестабильной ситуации власти уже отменили саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который должен был пройти в Сантьяго в ноябре, а также декабрьскую климатическую конференцию ООН.

Палестини опасается: сейчас в Чили идеальный момент для появления и триумфа лидера-популиста. Чтобы этого не произошло, политические элиты должны ответить на вопросы протестующих, запустить экономические реформы, превратить частные блага в общественные и заменить написанную при Пиночете конституцию новой, перечисляет он.

«Пока люди не получат должного ответа от властей, они не покинут улиц», — соглашается Вийяреаль.