Возрождение Ту-144 – самолета, опередившего время

Президент В.В. Путин предложил создать гражданскую версию сверхзвукового ракетоносца.

Предложение было озвучено на прошлой неделе, во время демонстрации первого полета ракетоносца Ту-160. Специалисты уверены: создание самолета, способного облететь половину земного шара за 3 часа – не фантастика. Кроме того, истории уже известны 2 гражданских самолета, преодолевших скорость звука. Речь о французском Concorde и созданном в СССР Ту-144.

 

Советский сверхзвуковой лайнер летал в стратосфере: он набирал немыслимую для пассажирских лайнеров скорость: до 2 500 км в час. Пассажиры прибывали на место в два раза быстрее. Рассказывая о Ту-144, Сергей Ляпунов, замдиректора ЦАГИ, заявил:

Полет проходил на высоте 16 км. Если б самолет летел ниже, последствия были бы катастрофические: нарушение здоровья, даже обрушение зданий.

В Ту-144 штурман был заменен вычислительной машиной – нечто вроде современного навигатора. И это происходило до появления спутников ГЛОНАСС и GPS. На борту был прибор, подсказывающий пилоту оптимальную скорость в зависимости от набранной высоты. Штурвал самолета шел с натяжкой: пилот должен был обладать немалой силой. Это сделали специально, дабы избежать реакции на случайные прикосновения. Инженер Сергей Чечеткин рассказал:

Летчики, побывавшие на борту Ту-144, говорили: во время полета нельзя было даже прикоснуться к стеклам или обшивке кабины. Они настолько разогревались, что можно было обжечься. От стёкол несло жаром, как от утюга.

Интересно, что Ту-144 строился в то самое время, когда собирали британо-французски самолет Concorde. Секрета из создания самолетов инженеры не делали. Никого не удивило, что лайнеры вышли похожей формы – стреловидные очертания были продиктованы законами аэродинамики. Концепция строения у лайнеров была схожа, но были и значительные отличия. Например, советский самолет вмещал больше пассажиров (150 против 128), летал на большей высоте и набирал бОльшую скорость.

Ту-144 так и не был запущен в массовое производство. Причиной ому стала нехватка денег: за полет лайнер сжигал почти полторы железнодорожные цистерны топлива. Кроме того, далеко не все аэродромы были способны принять такую машину.