О ГМО-добавках на продуктовых прилавках Липецкой области журнал «Итоги недели» поинтересовался у главного специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Липецкой области Галины Николаевны Зуевой.

— Галина Николаевна, как обычному покупателю разобраться: где естественные продукты, а где с «начинкой»?

– Управление Роспотребнадзора контролирует соблюдение законодательных требований при производстве и реализации пищевых продуктов. На потребительской упаковке производитель обязан указывать состав продукта, условия хранения и сроки годности. А задача предприятий торговой сети – получить и реализовать продукт питания с обязательной и необходимой информацией о нём.

Поэтому я обращаюсь в первую очередь к покупателям: будьте внимательны, не спешите, лучше задержитесь в магазине, но досконально изучите, о чём предупреждает и информирует вас производитель. Наша торопливость, невнимательность порой оборачиваются нежелательными, а иногда даже тяжёлыми последствиями. Мы привыкли ругать изготовителей и поставщиков, но сами ничего не предпринимаем для соблюдения правил здорового питания.

Люди, имеющие хронические заболевания, вынуждены следить за маркировкой. Например, диабетики обращают внимание на количество углеводов и калорий в продукте. В принципе, так должны поступать все покупатели. Я часто слышу замечания, что на этикетках мелкий шрифт, разглядеть который можно только с лупой. Что сказать: обзаводитесь увеличительным стеклом. По закону на маркировках допустим шрифт в полтора миллиметра.

– Продукты, содержащие ГМО, безусловно, выгодны как производителям, так и потребителям. У них цена меньше, а питательная ценность и сроки хранения – больше. Несколько десятилетий идёт спор об их вреде и пользе для человека. Наверняка проведены тысячи исследований на этот счёт. Каковы последние выводы учёных?

– У нас нет никаких сведений на этот счёт. Думаю, исследования ещё продолжаются. Надеюсь, скоро мы получим ответы на какие-то вопросы. Задача же Роспотребнадзора – следить за качеством продуктов и товаров. Согласно действующему законодательству наша структура проводит и плановые, и внеплановые проверки производителей.

Каждое предприятие планово контролируется один раз в три года. Исключение – жалобы покупателей, на которые мы должны немедленно реагировать. Это относится и к крупным компаниям, и к предприятиям малого и среднего бизнеса. Увы, в этом секторе в последнее время обозначилась одна тенденция. Организация открывает производство, а когда через три года приходит время проверок Роспотребнадзора, она перерегистрирует своё предприятие на другого собственника. И «свободна» ещё на три года.

В этом году специалисты Управления отобрали на исследование 312 проб на содержание ГМО. Ни в одной из отобранных проб продукта ГМО не обнаружено. Так что могу успокоить жителей: генно-модифицированных продуктов в регионе не выявлено.

– Используются ли ГМО при изготовлении детского питания?

– Применение ГМО-компонентов при производстве детского питания категорически запрещено, и Управление Рос­потребнадзора тщательно следит за соблюдением этого требования. Пока, к счастью, ни один анализ не подтвердил наличие генно-модифицированных организмов в питании для детей. Наши специалисты исследовали продукцию не только российских, но и зарубежных производителей. И вновь обращаюсь к покупателям: будьте предельно внимательны. На маркировках написан полный состав продукта. И если ваш малыш страдает аллергией, учитывайте это при подборе смесей и питания.

Кроме того, специалисты Роспотребнадзора контролируют содержание в ряде продуктов консервантов, красителей и других добавок, указанных на этикетке. Нарушителей – недобросовестных производителей и продавцов – наказываем. Штрафы очень серьёзные – от 10 до 30 тысяч рублей на должностных и от 100 до 300 тысяч рублей на юридических лиц.

После выявления продукта, не соответствующего требованиям, он снимается с реализации в торговой сети. Если производитель местный, то согласно закону проводим административные расследования и выясняем причины выпуска в реализацию некачественного товара. А если продукт привезён к нам из другого региона, готовим соответствующий материал и пересылаем его коллегам в другую область, чтобы они провели проверку производителя на месте и привлекли к административной ответственности виновных лиц.

Может быть, многие удивятся, но в больших торговых сетях за качеством продуктов следят гораздо строже, чем в маленьких частных магазинах. Это подтверждают и многочисленные проверки по жалобам покупателей. Признаюсь, что их в наше ведомство ежедневно поступает очень много, и мы реагируем на все. Увы, но девяносто процентов из них подтверждаются. В некоторых сетевых магазинах работают службы внутреннего контроля качества. И что самое важное, в крупных сетях к поставщикам предъявляют очень строгие требования.

Хочу подчеркнуть: наш рынок в целом и торговля в частности за последние годы сильно изменились в лучшую сторону. Производители, безусловно, стремятся к выгоде, без этого невозможен бизнес, но теперь предприниматели понимают, что на них лежит социальная ответственность перед обществом за еду, которую они предлагают покупателям.

– Может, постепенно изменится и отношение самих людей к тому, что они едят?

– Очень может быть. Мы меняемся и становимся более ответственными и внимательными к своему здоровью, к тому, что пьём и едим. В Липецкой области, да и во многих других регионах страны, появляется спрос на экологически чистые продукты. Наши производители моментально среагировали. Модная тенденция «зелёной» еды докатилась и до провинции. Сегодня некоторые московские рестораны закупают экологически чистое мясо, овощи, фрукты и продают по очень высоким ценам.

Что греха таить, «настоящая» еда дорого стоит во всём мире. Люди на пике технического прогресса вдруг осознали, что природа неистово мстит за надругательство над ней. Проблема в другом. Чтобы получить экологически чистое мясо и молоко, надо найти нетронутые химией пастбища и водоёмы, необработанное протравителями зерно. Забыть об антибиотиках и гормонах роста. Но тогда какова будет производительность?

А ведь помимо проблем с генно-модифицированными продуктами человечеству ещё предстоит пожинать плоды использования различных красителей и добавок. В России, например, утверждён перечень допустимых к применению веществ. Привычная нам розовая колбаса обязана своим цветом именно пищевой добавке, иначе она была бы серой. Эту добавку использовали всегда. Только вот изменилась рецептура, и вместо прежнего количества мяса в конечном продукте всё больше сои и прочих «помощников».