Соленый ветер пнул балконную дверь. От шума я открыл глаза. И, конечно, проспал… Будильник из-под подушки (как он туда попал?) уже часа два обреченно вибрировал. Его жужжание сливалось с шумом дождя и беспокойного сегодня моря. План начать новую жизнь с утра снова провалился. Ну и ладно, курорт все-таки. Хорошо, хоть на завтрак успеваю.
– Приятного аппетита. Как утро провели? – спросили, подсев ко мне, Лена с Сашей. Мы познакомились вчера во время трансфера из аэропорта. Оказалось, они до завтрака уже позанимались йогой, сделали пробежку вдоль берега, искупались… – И черт с ним, с этим дождем – море-то теплое.
А ведь оба старше меня, 31-летнего, в два раза. Как-то стало немного стыдно за бесцельно прожитое утро.
ЖИЗНЬ В КАЙФ
Краснеть приходилось еще не раз. Таких «молодых и горячих» в уснувшем было после высокого курортного сезона черногорском городке Будва в октябре собралось человек триста. Все – на фестиваль под названием «Хорошо за 50». Обычные люди соответствующих лет: врачи, бухгалтеры, бизнесмены и даже библиотекари… Вот только вести себя как обычные люди пенсионного и близкого к нему возраста они даже не думали. Впрочем, как и организатор фестиваля и создатель проекта «Возраст счастья» Владимир Яковлев.
Антон ПИКУС
Владимир Яковлев по всему миру находит людей, которые даже в преклонном возрасте делают невероятные вещи и живут счастливой жизнью.
Фото: Антон ПИКУС
– Вы что нашли эликсир молодости и подлили всем в чай? – спрашиваю у Владимира. Ко мне он вышел как всегда в ярких брюках и резиновых тапочках с пальцами на босу ногу – не часто увидишь в таком наряде 56-летнего уважаемого человека.
– Зачем он им? В 50-60 лет никакой эликсир не нужен. Эти люди так молоды.
– Вы что-то путаете. Молодые – это в 20-30 лет… А у вас большинство участников пенсионеры. А это слово почти ругательное.
– Так было, да. Но все изменилось на наших глазах. Произошел невиданный скачок продолжительности жизни. Плюс 15-25 лет, в зависимости от страны проживания. Только подумайте: в Древнем Риме жили в среднем до 22 лет, в начале 20-го века обычно не достигали 50-ти, родившиеся в 30-х годах – 60-ти. А вот для следующего за ними, для моего, поколения только старость начинается в 70-75. Нам подарили еще четверть века активной и яркой жизни. И фестиваль «Хорошо за 50!» как раз про это. Про новый период жизни. Такой же как детство, как молодость, только с другими интересами.
Антон ПИКУС
Тао Пошон-Линч, одна из самых удивительных героинь проекта “Возраст счастья”, тоже стала гостем фестиваля “Хорошо за 50”. В 97 лет Тао занимается йогой и танцует танго с 26-летними партнерами.
Фото: Антон ПИКУС
– Ваши интересы тоже изменились? Не так уж давно вы были одной из самых значимых фигур в российской журналистике. Основали, сверхуспешные издания: сначала «Коммерсант», потом «Сноб» (см. «Справку» КП»). Теперь же совсем другой проект – «Возраст счастья». Он для вас интереснее предыдущих?
– Проект поначалу был совершенно личным. Пять лет назад, когда мне стукнуло 51 год, я думал, что жизнь кончена, что ничего хорошего после «полтинника» нет. И тут я заметил, что моя мама в свои 75 гораздо активнее меня. Это меня потрясло. Я стал искать людей, которые, не смотря на возраст, делают поразительные вещи. К примеру, Джон Лоу из Британии в 80 лет стал заниматься балетом. Сейчас ему – 92, и он выступает на профессиональной театральной сцене. Или Ингеборга Моотц, 93 года. В 75 она решила освоить с нуля игру на бирже и заработала уже больше миллиона евро. Есть еще 79-летний японец Шигео Токудо. Он работал всю жизнь клерком в офисе турфирмы, а в 67 стал порноактером. На его счету уже больше 350 картин.
Так я выяснил, что после 50-ти, на самом деле, начинается абсолютно лучшее время в жизни. И появился «Возраст счастья». Кстати, прошло пять лет, и ничего не изменилось – за мамой мне по-прежнему не угнаться.

– То есть сейчас живет первое поколение, которое учится по-настоящему жить после 50-ти?
– Именно, что учится. Причем без наглядного пособия. Когда, мы заканчиваем школу и идем в институт, мы знаем, что в жизнь меняется. После института начинаем работать – тоже самое. К таким переходам нас готовят заранее. Родители, книги, фильмы… Эти перемены – наше развитие, а без них начинается деградация. Грубо говоря, если вы в школу придете с горшком из детсада, вряд ли будете самым популярным учеником в классе.
И вот из-за скачка в продолжительности жизни появился еще один переход – такой же по масштабу. Разница только в том, что мы первое поколение, с которым это произошло, и что делать никто не в курсе. Во всех книжках-то в 50 лет уже все заканчивается. И вот жить как раньше мы не можем – уже другие взгляды и ценности, но как по-другому – тоже не знаем.
– Что же это за новые ценности?
– Если сразу скажу, не поверите! Начну издалека. До 25 лет главная цель – учиться, от 25-ти до 50 мы меняем окружающий мир (создаем семью, делаем карьеру, обустраиваем быт)… Что же после 50-ти? Дети уже выросли, внуки все время не забирают, работа уходит с первого плана. И я пришел к выводу, что остается очень простая цель – жить в кайф! Только в этом возрасте мы начинаем ценить качество жизни больше, чем победу в соревнованиях или успех, или карьеру… Главной целью становится удовольствие.
– Многие герои проекта «Возраст счастья» говорят, что их жизнь изменилась, когда они, наконец, стали больше думать о себе. Это эгоизм?
– Есть выражение: «Эгоист – это человек, который думает о себе больше, чем обо мне». Я знаю твердо: если вы не счастливы, не умеете радоваться жизни, то и своих близкий счастливыми вы сделать не можете.
Антон ПИКУС
На фестиваль с концертом приехал Борис Гребенщиков, который тоже стал героем новой книги Яковлева.
Фото: Антон ПИКУС
«ДЕСЕРТ ЖИЗНИ»
– Даже в кино, где особенно любят молодых и красивых, тема пожилого возраста мелькает все чаще: «Отель «Мэриголд», «Стажер» с Робертом де Ниро. Это новые герои нашего времени?
– Это развитие цивилизации. Мы действительно стали жить дольше. Согласно исследованиям, каждый третий ребенок родившийся в этом году в Великобритании и США, проживет больше 100 лет.
Есть такая женщина Хедда Болгар, врач-психоаналитик из Лос-Анджелеса, когда я с ней общался ей было 103 года. И она принимала по 25 пациентов в неделю, писала книги, занималась йогой. Для нее, отметка в 50 даже не была половиной жизни. И это стандарты, к которым мы приходим.
А еще происходит разрушение культа молодости – одного из самых страшных убийц на планете. Он дает ощущение, что когда тебе за 50, ловить уже нечего. Люди лишаются смысла жизни. Но огромное количество исследований показывает фантастические результаты: способности после 50-ти не ослабевают, ни физические, ни творческие, ни даже сексуальные. А пик качества жизни, пик счастья приходится на 65-68 лет. А вот хуже всего нам с 30 до 35 лет, когда давит постоянный стресс: карьера, семья, социальные обязательства…
– Но в ваших книгах не просто счастливые люди. Это какие-то «супергерои для взростлых» с супер-способнастями даже в 100 лет. Поэтому ваша первая книга «Возраст счастья» стала бестселлером?
– Да у нас, например, есть Дорис Лонг, которая в 101 год лазает по небоскребам как Человек-паук (см. «Истории, которые вдохновляют миллионы»). Но после первой книги были другие, очень важные: «Здоровее будешь» – о том как не болеть после 50-ти, о том, как работать – книжка «Другое дело», «В лучшем виде» – о том, как оставаться красивым. А на фестивале мы презентовали следующую книгу «Хорошо за 50». Она появится уже в ноябре.
Если «Возраст счастья» о людях, которые в 80-90 лет живут полной и яркой жизнью, эта книга иная. Она о том, что после 50 лет начинается абсолютно лучший период жизни. О том, что мысль: «в 30 лет – хорошо, в 40 – тоже не плохо, а в 50 начинается спад», – в корне неправильна. Борис Акунин, история которого тоже есть в этой книге, назвал это – «десерт жизни». А чтобы его не пропустить, нужно следовать определенному набору принципов и продолжать развиваться.
Антон ПИКУС
Лурдес Бергада (64 года) стала девушкой с обложки новой книги проекта “Возраст счастья”.
Фото: Антон ПИКУС
– В этой книге тоже есть особенные персонажи?
– Там совершенно замечательные люди. Например семья Жуковых, которая научилась путешествовать бесплатно. Ездят по всему миру, ничего за это не платят и получают дикое удовольствие. Есть Дмитрий Покревский, который в 49 лет имел огромный живот, почти не ходил и вдруг захотел себе кубики на прессе… И сделал совершенно гениальную фигуру и бегает теперь марафоны. Все они показывают, что после 50 можно взять весь свой опыт (не важно позитивный он или негативный) и сделать из него еще 25-30 лет офигительной жизни.
НЕ НОЙТЕ ИЗ-ЗА ДЕНЕГ
– В отличии от прошлых книг в новой больше героев из России. В нашей стране проблема старости какая-то особенная?
– Проблема есть во всем мире. Она называется «эйджизм» – определение человека по его возрасту. Сродни расизму или сексизму, только в нем еще не видят ничего плохого. Не осознают, что поступают жутко, отказывая в работе людям в возрасте, или осуждая их половые отношения. В Британии провели исследование и выяснили, что женщин, которые носят сексуальное белье, в возрасте за 50, гораздо больше, чем в любом другом. Но это по-прежнему кажется многим чем-то не предосудительным.
А ведь секс с возрастом действительно улучшается. По данным опросов, проведенных в США, мужчины чувствуют себя наиболее уверенными в интимном плане в возрасте от 50 до 69. А опрос, проведенный в Великобритании, показал, что женщины старше 50 занимаются сексом так же часто, как и 20-летние.
В Европе тенденция пренебрежительного отношения к людям в возрасте сейчас ломается. Россия отстает. После всех тех социальных экспериментов и репрессий за последний век, у общества осталась огромная психологическая травма. И чтобы здесь ситуация менялась, нужно прикладывать гораздо больше усилий.
– А может все не так сложно, и наши пенсионеры просто гораздо беднее? Как жить ярко и активно, когда денег нет?
– Когда их нет – это плохо. Другое дело, что еще хуже, когда человек ноет: вот если бы у меня были деньги, я бы жил хорошо. И при этом не пытается сделать хоть что-то. Если денег нет, то это не значит, что нельзя стараться провести каждый свой день, стараясь получить от него удовольствие.
Вот, например, в новой книге есть история Юрия Воеводина. У него практически не было денег, при этом он решил исполнить свою мечту – в 57 лет уволился, продал все и уехал к морю. Поселился в маленьком домике в Анапе и стал кайтсерфером. Я к тому, что когда денег мало – это плохо, но это не значит, что пора ставить на себе крест.
– И все-таки, неужели вам совсем не хочется вернуться лет на 20 назад?
– Я совершил в жизни огромное количество ошибок. Но это то, что делает меня таким, какой я есть. Но я все равно не хочу назад. Так хорошо как сейчас, мне не было никогда в жизни, и назад я не хочу.
Антон ПИКУС
Даже в дождь участники фестиваля умудрялись ярко проводить время.
Фото: Антон ПИКУС
– Ну а что будет после возраста счастья? Может через 40 лет появиться проект «Хорошо за 100»?
– Ну а что здесь смешного. У нас вот есть ребята, Пэт и Алисия Мурхэд. Они парашютисты. Ей – 60, ему – 80. Когда-то они открыли клуб «Парашютисты за 40», потом прошло время, и клуб стал называться «Парашютисты за 60», а сейчас уже «Парашютисты за 80». В нем около сотни человек по 80-90 лет, и все сигают с паращютами. Так что и у нас может получиться.
– Что делать с вашей книгой молодым? Нас 30-летних она может сделать счастливыми?
– Я думал много про это. Все принципы, о которых я говорю, можно рассказывать и 25-летним. Но это будет немного «кино детям до 16». То есть эти фильмы можно показывать детям до 16-ти, и они будут им интересны. Но будет ли польза, не знаю. Все-таки к этим принципам герои наших книжек шли минимум 50 лет. Но если кто-то способен справиться за 30, – ура!
P.S.
Мокрая галька хрустит под кроссовками, волны бьются одна за одной, и больше ни звука. В голове мелькают события фестиваля: концерты Нани Брегвадзе и Бориса Гребенщикова, выступление знаменитого клоуна Славы Полунина вечеринки с танцами, на которых за этими так называемыми «пенсионерами» было не угнаться. Поездки, экскурсии, вкусная еда. Но самое удивительное впечатление осталось на последний день – я наконец не проспал, и теперь бегу по пляжу. Ну и пусть дождь начинается, сейчас еще пойду купаться в море…
Интересно, на сколько меня хватит?
ТРИ ШАГА, ЧТО БЫ НАЧАТЬ ЖИТЬ ПО-НОВОМУ ПРЯМО СЕЙЧАС
ШАГ 1. ОДИН ЧАС ДЛЯ СЕБЯ
Начните один час в день посвящать себе. Своей внешности, здоровью, физической форме. Танцуйте час или делайте упражнения.
ШАГ 2. КОГДА РАБОТА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СЕКС
Восемь часов каждый день – это огромный кусок жизни, и получать от них удовольствие очень важно. Начните с простой вещи: каждое утро думайте, от чего бы сегодня получить кайф на роботе. Пусть это будет совсем небольшая приятность. А еще старайтесь делать не только, то что вам нравится, но и то, что нужно окружающим. Так вы почувствуете свою востребованность. Это важно, поскольку превращает работу в секс. Когда хорошо и тебе, и твоему партнеру.
ШАГ 3. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ
Возьмите бумажку и ручку. Спросите себя: «когда я собираюсь умереть?» И ответьте себе по-честному. До 80-ти? До 90-а? А потом посчитайте, сколько это дней. Эту цифру запишите на бумажке, а еще лучше сделайте себе бейджик с ней. А на следующий день зачеркните эту цифру и напишите цифру на единицу меньше. Если вы так будете делать в течение недели, то четвертый шаг, пятый и так далее станут вам ясны очень быстро. Вам нужно понять, что у вас в руках песочные часы.
СПРАВКА «КП»
Владимир Яковлев, 56 лет. Сын известного советского журналиста Егора Яковлева. Окончил международное отделение факультета журналистики МГУ.
В 1989 году Яковлев запускает газету, а после и издательский дом «Коммерсантъ», являясь сначала главным редактором, а с 92-го по 99-й год председателем правления. Еще одним крупным и успешным проектом стал журнал и интернет-сайт «Сноб», который Яковлев создает в 2008 году. В конце 2011-го он уходит с поста главного редактора. А в мае 2012 года Владимир запустил новый проект под названием «Возраст счастья», который сейчас набирает обороты.
ИСТОРИИ, КОТОРЫЕ ВДОХНОВЛЯЮТ МИЛЛИОНЫ
Дорис Лонг, которая залезает на стену
101 год

Дорис Лонг отметила столетний юбилей, спустившись на веревке с небоскреба. Фото: Владимир Яковлев/vladimiryakovlev.ru
Вы сто раз видели это в кино: с крыши высотки летят вниз тросы и бойцы спецподразделения. Чего вы в кино не видели, так это миссис Дорис Лонг из Англии, выполняющую такой же трюк в возрасте ста лет.
Она увлеклась промышленным альпинизмом, когда ей было 85. Однажды, путешествуя, увидела 20-метровый склон, по которому спускались спортсмены. Дорис подумала, что будет весело.
– Спустившись, я была в восторге, – вспоминает миссис Лонг.
Дорис решила, что таким образом сможет не только веселиться, но и помогать людям. С тех пор она совершила десятки благотворительных спусков, собирая деньги для больниц и хосписов.
Она уже несколько раз входила в Книгу рекордов Гиннесса как самый пожилой промышленный альпинист. Свой 101-й день рождения в мае 2015 года отметила Дорис отметила очередным рекордным спуском с небоскреба высотой в 94 метра.
– Самое главное после 50 не сбавлять темпа, все время двигаться вперед. И это очень важно – наслаждаться жизнью изо всех сил, использовать любой, даже самый мелкий повод для радости.
Гэрри Хеннесси, который научился читать мысли
69 лет
Как и многие мальчишки, Гэрри с детства мечтал о приключениях и волшебстве, а еще из каждой драки выходить победителем и, конечно, сниматься в кино. К 50 годам Гэрри обнаружил, что вместо этого всю жизнь проработал риелтором. Он пообещал себе следующие 50 лет жить только в свое удовольствие.
Первым делом отправился в колледж изучать психологию.
– Колледж был мне нужен, что бы понять, как работает мой мозг, и дать ему хорошего пинка, – поясняет Гэрри.
Следующая мечта – драться лучше всех, и Хеннесси, не бросая обучения, приступил к тренировкам. В 55 он получил черный пояс по айкидо. Когда исполнилось 56, он взялся строить карьеру в кино. Агенты отказали ему раз сорок, сорок первый решил рискнуть. Десятки кастингов, и ему предложили маленькую роль в рекламе. Еще через год Гэрри утвердили на роль в сериале.
В свободное от съемок время актер записался в школу фокусников. Он так наловчился, что через пару лет уже работал над собственным магическим шоу, основанном на чтении мыслей, – не зря же изучал психологию.
– Самое приятное, – говорит Гэрри, – что теперь я наконец постоянно развиваюсь, и моя жизнь все время меняется.
Грета Понтарелли, которая танцует на шесте
65 лет
Антон ПИКУС
Грета Пантарелли в свои 65 лет на пилоне вытворяет сумасшедшие вещи.
Фото: Антон ПИКУС
Она появляется перед публикой в блестящем открытом купальнике, подходит к шесту, изгибается, легко отрывается от земли и показывает на шесте удивительно сложное и яркое акробатическое шоу. Невозможно поверить, что заниматься она начала несколько лет назад.
Когда Грете было 59, когда ей поставили диагноз «остеопороз» — заболевание, разрушающее костную ткань.
– Чтобы укрепить кости, нужны были упражнения, связанные с поднятием веса, – говорит она. – Но просто заниматься с тяжестями скучно. Поэтому я обратила внимание на танцы на пилоне.
Во-первых, это именно та нагрузка, которую рекомендовали врачи – только роль груза выполняет собственное тело. Во-вторых, это и спорт, и танец, и шоу.
– Я тренировалась по несколько часов каждый день, – говорит Грета. – У меня сформировалось даже что-то вроде зависимости. Уже через месяц я почувствовала, что движения даются мне легче.
Фигура подтянулась, мышцы стали более гибкими, а боли в спине прошли. Но самое главное — у Греты появилась возможность вдохновлять людей.
– Многие уже в 40-45 лет считают, что им поздно начать что-то новое. Я рада, что могу переубедить их.
По материалам книг Владимира Яковлева «Возраст счастья», «Другое дело» и «Хорошо за 50».