Смысловой перевод таких понятий как Дхиана, Чань, Дзен термином «медитация» не то что неуместен, он просто опасен: он умы людей сбивает с толку, вводит в заблуждение и делает это уже пару сотен лет.
И два столетия с самого начала сбитые с толку умы, уже на свой лад, объясняли термины Дхиана, Чань, Дзен.
Подмена понятий произошла, потому что в европейской традиционной культуре тысячи лет отсутствовал технический аналог Дхианы-Чань-Дзен. Все это и подменили неудачным термином «медитация». И уже через этот термин «медитация» стали объяснять то, чем сами никогда не владели.
Прародители этого термина никогда не владели ни Дхианой, ни Чань, ни Дзен, и даже близко не были специалистами в этих областях. Сначала ввели слово «медитация» — хоть какой-то аналог, «на безрыбье и рак рыба», а потом включился цивилизационный снобизм: мы продвинутая раса, мы продвинутая цивилизация, мы продвинутая нация. Так и было, и это историческая колониальная правда.
Та ментальная травма, которая, в итоге, нанесена умам людей, уже современных, не поддается нормальному разъяснению… Говоря откровенно, прямо, «мозг сделали ментальным инвалидом», а потом ментальному инвалиду объясняют, что такая инвалидность есть цивилизационное здоровье.
Более-менее близкий, относительно адекватный термин для перевода технических терминов, понятий «Дхиана», «Чань», «Дзен» — «созерцание».
Как таковых практик Созерцания в Европе не существовало, но люди молились, и молитвенность сосредотачивала мысль. И «эффект созерцания» становился возможным, потому что люди с детства, заходя в храмы, попадали под воздействие самого здания, его архитектуры, его внутреннего убранства, размеренности молитвенных чтений, в окружении икон, от радостных до наказующих… — так с самого детства ум человека находится под впечатлением.
Когда такое впечатление продолжается тысячу лет, оно становится неотъемлемой частью архаики.
К примеру, в природе, если взять птиц с одного острова и перевезти на другой, или животных с одного острова перевести на другой, они попадают в новую пищевую цепь, и их внешний облик будет меняться — клювики, крылышки, коготки и прочее. Так в природе впечатления у животных создают свою архаику.
Храмы — это аналог природы, это «остров на материке». Только он не животный, а духовный. Но принцип один и тот же — глубинное воздействие на впечатление; создание образного ряда, с самого детства, — что можно и чего нельзя, где будешь радоваться и за что будешь наказан.
Эффект созерцания через молитвенное погружение в такой среде становится возможным, но как исключение, и такое исключение не является техникой созерцания.
Созерцание — хотя бы смысл слова понятен и более-менее соответствует восточным понятийным смыслам. Повторюсь: молитвенное погружение не является исследовательской практикой. Согласитесь: молитвенным погружением Семинебесье не постигается, не постигается, каким образом двигается энергия по каналам, и так далее. То есть это не научная практика — не исследовательская, не мистическая наука.
А вот Дхиана, Чань, Дзен — это внутренняя наука, где точно так же, как и в современной науке, были свои гении, таланты и разнообразные «пониматели».
Итого, понятие Созерцание частично отвечает восточной мистической погруженности, в которой множество разнообразных школ, систем, практик, и все это — мистическая наука. Хотя околомистического мусора на Востоке хватает.
Эта наука отличается от современной «университетской» науки, но и то наука, и это наука, только наши эту науку исключили из жизни, лишили ее права. Что там науку надо от мракобесия отличать, что здесь они тоже смешаны — их тоже нужно различать.
Термин «транс» адекватно соответствует Дхиане, Чань, Дзен. Но, к сожалению, культурный код европейской цивилизации, ее история, не могли допустить развитие мистического транса как учения, как практики.

За такое учение сожгли бы, наверное, не только человека, а всю деревню, в которой он проживал. А если бы такой человек проживал в городе, так и город сожгли бы дотла. А если бы этого не сделали свои, то окружающие государства объявили бы этому государству войну за такое мистическое дзен-учение.
Что из всего этого, в итоге, получилось?
Сегодня Запад смотрит на Восток, ищет там то, что похоронили у себя предки, как минимум, полторы тысячи лет назад. И после такой тысячелетней чистки языческой науки, от ее античной философии опустились до чревовещателей, тарелковращений, бесов и прочей чертовщины.
Потому сегодня пассионарная изначально молодежь, интеллигенты, интеллектуалы ищут на Востоке, в другом культурном коде. Ищут себя. Пытаются в другой архаике, с ее другой психической реальностью, найти то, с чем не связаны (нет корней).
Ваши корни — ваши предки — находятся здесь, а не там. Войти в восточное течение — это значит сменить архаичный код. Для этого потребуется, как минимум, лет пятьсот — храмы, изображения и все остальное, что сопровождает человека с детства, чтобы с детства создать в ребенке архаические впечатления.
Это значит создать остров на материке. Смотри выше, что это значит.
* * *
Взамен учения о трансе Запад породил Фрейда, Юнга и других. Эти талантливые люди — как все современные ученые — являются наблюдателями со стороны, снаружи. Таков современный научный подход.
А транс как погружение в созерцание — это научный инструмент для мистических исследователей внутреннего пространства. Людей с такой научной духовной способностью — их просто вырезали.
Это не значит, что никого не осталось, но их очень мало. И им еще надо разобраться во всем, пройти через архаику — это идти через чистилище, это идти через ад, вот что это значит.
Я не думаю, что сегодня найдутся такие мистики на Западе: чтобы проявился хотя бы один, людей с такой предрасположенностью должны быть миллионы.
Повторяю: людей с мистической научной духовой способностью… — как будто чья-то злобно-волосатая когтистая лапа занималась генетической чисткой и выводила под себя нужный ей, контролируемый, управляемый психотип.
Чтобы сомнений не возникало — см. темное Средневековье, оно так и называлось: Темное. С темной, когтистой, волосатой рукой. Любое инакомыслие эта лапа рвала, жгла, топила, замучивала, истязала.
И на таком фоне сверхмасштабного стокгольмского синдрома была создана система «бойся, трясись, целуй руку и будь счастлив, что допустили приложиться к волосатой руке». Так и было.
Подумайте, на какое время была заторможена человеческая цивилизация во внутренней науке — на сотни лет, на тысячи, на десятки тысяч— на сколько? А потом представьте себе, где было бы человечество и какой была бы современная европейская цивилизация, если бы не было такой остановки.
Европа все-таки стала двигателем — у нее было техно-развитие, социальное, еще какое-то… И вот то, что Европа сегодня лезет на Восток, — она ищет и в этом прорыва, не понимая, стремится к этому, бессознательно. Это не просто экспансия, это глубже. Это та динамика, которая в ней уже создана: в одном рывок, в другом рывок, в третьем — и сегодня, устремляясь на Восток, она хочет сделать рывок и в этом. Потому что сама эта цивилизация психологически амбициозна, как спортсмен.
Лучшая сторона этой истории — выведенный, селекционированный европейский психотип способен безболезненно сделать эволюционный видовой шаг, не затрагивая архаику (какая есть, такая есть). Поздравляю вас всех: волосатая, когтистая неэволюционная рука промахнулась — создала все условия для следующего эволюционного видового шага.
А двигаться в восточном варианте, через мистическое погружение, — это значит европейскому психотипу надо рядом собой посадить и Фрейда, и Юнга, и других. Потому что это смешение архаик: из своих страхов не вылез — в другие залез. Молодец.
Еще раз: так случилось, что европейцы — их психика, их интеллект, их современное образование сделали их самыми подготовленными к следующему эволюционному и именно видовому сознательному переходу. Они подготовлены намного, намного лучше, чем люди с Востока, где своя архаика и культурный код, которые еще долго будут массы на месте держать.
Хотя возможно все: информационный мир быстро меняется, и люди так быстро соображают… Может случиться так, что на Востоке сообразят быстрее, чем в Европе.
Термины «пространственно-мобилизационное внимание», «объектно-мобилизационное внимание» — это не созерцание, это и не Дхиана, и не Чань, и не Дзен. Но и Дхиана, и Чань, и Дзен, как и Созерцание, свое начало берут из природы — «мобилизационное триединство» является свойством всей живой природы, в том числе, и человека.