Бывший фэшн-журналист и редактор Сергей Тонков и его команда St.Friday Socks создают не просто носки с яркими принтами, они создают особое настроение каждый день. На первый взгляд, странная мода на этот недооцененный аксессуар настигла нашу страну с подачи этих ребят, и, что важно, была воспринята более чем положительно.

О том, как мечту превратить в прибыльный, интересный и стильный бизнес-проект, Сергей  Тонков рассказал в нашей новой рубрике “История Успеха”.

– Сергей, расскажите, почему вы выбрали именно этот предмет одежды?

– До запуска бизнеса я имел к моде только одно отношение: я о ней писал. Я был фэшн-журналистом и находился в поисках свежей идеи. Я хотел чем-то заняться, чтобы это было на стыке творчества и бизнеса. Чуть больше года назад я обратил внимание, что у меня дома стоят два кейса: один с черными носками – он всегда закрыт, второй – с разноцветными, привезенными из разных уголков мира. Меня озарило, и я решил заниматься носками. С момента идеи до появления первого носка прошло 8 месяцев.

– А вообще интересно, как проходит процесс создания каждой пары?

– Процесс очень простой. Сначала дизайнером создается рисунок, который переводится в специальную программу. Технолог адаптирует этот эскиз в специальной компьютерной программе, выводит это на флешку, вставляет ее в машину, которая вяжет. Один носок делается от 3 до 7 минут. Затем он вываливается из машины с дыркой на мыске, мятый и некрасивый. Его проверяют на брак. Потом пришивается мысок, придается форма. Заключительный этап – отправка в печь, где носок гладится.

– Как получилось, что вас признали крупные дизайнеры? Какие-то связи поспособствовали?

– Не без этого. Плюс, есть друзьям и знакомые с первых наших коллабораций. Мы встречались с людьми, пили кофе, а дальше возникали идеи. Мы интересны тем, что у нас оригинальный продукт, своя фабрика, также мы мобильны в плане принятия решений.

– Сколько сейчас стоит пара носков вашего бренда?

– Средняя цена – 400 рублей в розницу. У нас есть демократичная линейка, в которой простые рисунки: крестик, полоска, горошек. Они вяжутся в два раза быстрее, чем сложные, и стоят 250 рублей.

– Некоторое время назад было моветоном носить носки под босоножки. Сейчас это снова в тренде. С чем это связано, как думаете?

– Мода в принципе циклична. Любая критика, что дизайнер повторяет другого – глупа. Все это делают. В свою очередь тренды тоже повторяются. История с носками под босоножки – тому подтверждение. Это уже было в моде не раз, в том числе и в 2010 годах. В этом сезоне они вернулись.

– Когда вы начинали свой бизнес, не было ли страха, что люди в России не будут покупать цветные носки?

– Этот тренд сейчас идет в Россию семимильными шагами. Уже в масс-маркетах стали появляться разноцветные носки. Но да, у нас полно тех, что пока не готовы воспринимать носки как одежду, которая может быть фэшн. Но прогресс есть. Еще год назад не было вообще такого запроса – “дизайнерские носки”, мы его создали (смеется).

– Расскажите о начальных этапах: сколько вы вложили в него, с кем начинали?

– Я не буду называть никакие суммы. Скажу одно: на прибыль мы еще не вышли. Успеха мы пока что также не достигли. Мы в самом начале пути. Что касается команды, я всегда ищу людей, которые бы разделили ДНК-бренда, то есть мою идею. Первая моя маркетинговая команда была собрана в Санкт-Петербурге. И это стало моей ошибкой. Бизнес надо делать в Москве. Поэтому я уволил большую часть команды и начал искать людей в столице. Сейчас у нас стоит задача стать популярным брендом. Над этим мы все вместе работаем. Запускаем продажи в Duty Free, книжных магазинах. Следом хотим зайти в музеи и делать арт-линейку. Это будут сувенирные носки, на которых изображены картины. Уверен, должно хорошо пойти.

– У вас есть конкуренты?

– Конечно, рынок производства носков существовал и до нас. У нас есть один конкурент в России – самый большой производитель носков. Но, понятно, что я вижу конкурентов среди всех производителей носков (смеется). На самом деле, моя идея состоит в том, чтобы брендов становилось все больше. Потому что сейчас я это делаю один. Нужно создавать нишу для аудитории. Для этого нужны еще производители. Когда это случится, начнется другая война – маркетинговая. Я не боюсь конкуренции, поэтому с нетерпением жду новых игроков на рынке. Пока что мы сражаемся с ветряными мельницами. Наша основная задача сейчас: доказать всем, что это крутая идея.

– А что вы, в принципе, хотите от этого бизнеса?

– Завоевать мир (смеется). Мы хотим развивать бизнес, в котором помимо носков будут и другие базовые продукты для людей. Также я хочу поставить свой бизнес туда, где ничего такого никогда не было.

– Что вы можете посоветовать начинающим предпринимателям?

– Самый главный совет – терпение. Сейчас кризис в самом разгаре, поэтому еще сложнее строить бизнес. Нужно верить в свой продукт, проверять все гипотезы и не доверять одному себе. Основная задача – общаться с покупателем. Как это делать – решать бизнесмену самому. Но важно знать людей, на которых вы работаете: чего они хотят, о чем думают, почему не берут или берут тот или иной продукт. Это главное.

Фотограф: Вероника Аракчиева


За предоставленный интерьер выражаем благодарность бару “Ветка”.