Чудища и духи в славянской мифологии занимали особенное место. Некоторые из них были добрыми и помогали по хозяйству, другие могли и вовсе погубить человека.

Со сверхъестественными существами нужно было уметь правильно общаться, и славянам это вполне удавалось. Наши предки знали множество способов, как задобрить и как отвадить разных духов.

Новости и факты знакомит читателя с существами из славянского бестиария, которые, по убеждениям древних славян, жили повсюду.

Добрые духи славянской мифологии

Хранитель очага — домовой

Домовые, согласно поверьям, жили в каждой избе на чердаке или за печкой. Обычно их изображали в виде крохотных старичков, заросших мягким пухом и на ступнях, и на ладонях. Считалось, что домовой может увидеть будущее человека, если дотронется до него, пока тот спит. Если человек чувствовал, что хранитель дома дотронулся до него мягкой рукой, то его ждали богатство или свадьба, а если рука была холодной, то это сулило болезни или беду.

Дух-домовой был самым настоящим хранителем избы. Он мог навести порядок в доме, а мог и навредить: испортить продукты, извести скотину или даже заплести сотню косичек на голове у нерадивой хозяйки дома. Поэтому домовых старались всячески задабривать, оставляя им сладости и молоко и приговаривая: «Дедушка-домовеюшка, защити и охрани наш дом».

Покровитель леса — леший

Приходилось славянам дружить не только с домашними духами, но и с дикими. Крестьяне часто ходили в лес по грибы и на охоту, поэтому они старались дружить с царём леса лешим и не злить его. Наши предки верили, что путника, навредившего лесу, дух может направить по неверному пути и извести.

Чаще всего лешего представляли как старичка с бородой, который был весь покрыт корой и мхом. Считалось, что лешими становились самоубийцы или некрещёные умершие дети, поэтому лешие были проводниками в мир духов. И под влиянием этого духа несчастные заблудившиеся в лесу могли попасть в потусторонний мир. А чтобы попасть обратно в мир живых, путнику следовало снять всю одежду или хотя бы кафтан и, вывернув их наизнанку, надеть обратно.

Богини вод и лесов — русалки

Многие славянские племена верили, что в водоёмах живут русалки, которыми становились умершие до замужества девицы. В разных регионах их представляли по-разному: где-то они были прекрасными зеленоволосыми девами, а где-то — безобразными седыми старухами.

Чтобы задобрить русалок, славяне оставляли на берегах озёр и рек небольшие подношения. В ответ на это водные девы могли помочь вернуть заплутавшую скотину или заставить ближайшие земли плодоносить. Но чаще всего русалки пугали неосторожных купальщиков, могли утащить их на дно или даже украсть с берега оставленного без присмотра ребёнка.

Злые чудища славянского бестиария

Древние зомби — упыри

Упырями в Древней Руси называли восставших из мёртвых людей, в том числе колдунов. Они вылезали из могил и пили кровь животных и людей, при этом упыри не могли отойти далеко от могилы, но иногда могли дойти до родного дома и напугать бывших родственников.

Во многих сёлах верили, что восстание упыря из могилы сулит скорую эпидемию страшной болезни. Если в каком-то человеке замечали изменения и начинали думать, что он является восставшим мертвецом, то его убивали, вогнав осиновый кол в грудь.

Хозяйка болот — кикимора

Кикимору изначально считали женским образом домового, и этот дух жил в банях, кабаках и избах. Кикиморы не пакостили людям, но за хорошее подношение могли и отомстить обидчикам. Иногда их при помощи специального ритуала переносили в избу того человека, которому надо было отомстить, и кикиморы принимались за дело. Они громыхали предметами по ночам, хлопали ставнями и ломали вещи. Доведя обидчика до белого каления, кикимора возвращалась обратно в свой дом.

Уже намного позже кикиморы стали восприниматься как болотные духи и представляться как поросшие мхом старицы, живущие в трясинах. Они могли утянуть к себе заблудившегося человека, а могли и помочь ему, если тот хорошенько попросит об этом.

published on novostiifakty.ru according to the materials factroom.ru