Первые пункты проката автомобилей в СССР открылись в 1957 году в Москве. Желающие и располагающие достаточными средствами люди могли взять в аренду «Москвич», «Победу» или даже «Волгу».

Собственный автомобиль для советского гражданина был зачастую недостижимой мечтой. На него копили долгие годы, а, приобретя, всеми силами заботились. И некоторые, не желая гробить свою «ласточку» в длительной поездке, пользовались услугами автопроката.

Новости и факты знакомит с истоками каршеринга в России, бывшего некогда очень популярным сервисом.

Как работали пункты проката автомобилей в СССР

Прокатные станции, где можно было взять автомобиль в аренду на некоторый срок, работали на советских автобазах. Первой такую услугу в 1957 году стала осуществлять автобаза № 12 в Москве. Любой человек, старше 18 лет и имеющий права нужной категории, мог взять арендный автомобиль. К 1959 году открылось ещё несколько прокатных станций, и число задействованных в каршеринге машин стало близко к 300. Постепенно пункты проката авто стали открываться и в других городах, помимо столицы.

В основном среди арендных машин были «Москвичи» и «Победы», но встречались также и «Волги» и даже инновационный на тот момент внедорожник ГАЗ-69. Что интересно, взять машину классом выше, например, «Волгу», можно было лишь после совершения 10 поездок без аварий и нарушений ПДД на «Москвиче» или «Победе». Некоторые прокатные станции сотрудничали с туристическими клубами и могли вместе с машиной дать в аренду палатку, спальник или иной инвентарь, нужный для турпохода по российским лесам. Чтобы воспользоваться такой услугой, человек должен был взять справку в клубе туристов.

Стоимость аренды машины была вполне посильной для обычного гражданина СССР. Так, в 1962 году автомобиль «Москвич» можно было взять на сутки всего за рубль и 20 копеек, а каждые намотанные 10 километров пробега оценивались в 24 копейки. После возвращения авто на прокатную станцию его осматривали и сравнивали показатели спидометра с теми, что были до начала аренды. Так высчитывали окончательную сумму. Если человек брал авто на 10 дней или больше, то за сутки он платил меньшую сумму — всего 90 копеек. Многие активно этим пользовались и арендовывали машины, чтобы поехать с друзьями или родными на южные курорты.

Почему каршеринг в СССР перестал существовать

К концу шестидесятых годов прокатные станции стали повсеместно закрываться. Причин для этого было хоть отбавляй. Некоторые нечистые на руку арендаторы снимали с автомобилей запчасти и переставляли их на свою машину или продавали на рынке. Но такие случаи были достаточно редки. В автопарках в аренду сдавали в основном автомобили, имеющие большой пробег, и их детали были достаточно изношены. Кроме того, на подмену решались немногие. Перед взятием автомобиля в аренду подписывался договор, в котором обговаривалось, что в случае обнаружения подмены арендатору грозит большой штраф. К тому же, большинство запчастей были опломбированы, и снять их было попросту нельзя.

Сам сервис каршеринга был невыгоден автопаркам в СССР. Многие водители пренебрежительно относились к арендным машинам и попадали на них в аварии. Это несло за собой определённые издержки, размеров штрафов на ремонт авто не хватало. Содержание и ремонт прокатного автомобиля также ложилось на плечи владельцев автопарка. К тому же, повсеместных СТО в СССР попросту не было, и ремонтировать автомобили приходилось своими силами. Денежной помощи в этом вопросе от Совнархоза не предусматривалось.

Ближе к концу шестидесятых советский каршеринг перешёл в собственность Минтранса. Этой организации была неинтересна несущественная прибыль от сдачи машин в прокат, да и масштабы были мелковаты. Поэтому постепенно арендные машины стали исчезать. К середине семидесятых некоторые автопарки вновь стали предоставлять эту услугу, но в основном для иностранцев, приехавших в СССР. Также не исключено, что некогда популярный сервис закрылся из-за смещения с поста Никиты Хрущёва, бывшего инициатором его открытия.

published on novostiifakty.ru according to the materials factroom.ru