Наверное, это одна из самых популярных фотографий Тигров на Курской дуге, кочующая из публикации в публикацию, где она, как правило, иллюстрирует повествование о самом начале наступления немцев на Курской Дуге под Белгородом; раскрашенные варианты фотографии неоднократно встречаются в интернет.

Мы же определим конкретное место съёмки, а также попытаемся разобраться когда фото было сделано (подсказав заодно малярам, какую палитру следует использовать при раскрашивании этой картинки в более реалистичные цвета ).

Прежде всего, найдём другие, разрозненные и разбросанные по разным изданиям снимки, относящиеся к запечатлённому на фото месту и событию.
Для краткости, сразу же скажу, что сейчас это улица Зелёная в селе Беломестном Белгородского района (здесь) , и буду тут же снабжать немецкие фотографии современными google-панорамными в стиле “раньше и сейчас”.
Фото размещены в хронологическом порядке.

1. Группа Тигров из 2-й роты 503-го тяжелого танкового батальона въезжает на сельскую улицу, проходящую под холмом. (Фото, как и большинство других, сделано с башни Тигра 211):


2. Пройдя ещё сотню метров, за поворотом с растущим на склоне холма деревом, танки останавливаются. Фотограф спускается на землю. За Тигром 211, частично попавшим в кадр, находится 241 и ещё один танк (233, как мы увидим позже):

3. Автор фото Bernd Lohse опять залезает на танк:


4. ..снимая идущую в сторону Шопино пехоту:

5. Вот этот солдат с фотокамерой на башне Тигра 211 – и есть Bernd Lohse. Снимок сделан другим фотографом с высоты впереди стоящего 231-го танка:

В книге Jean Restayn “Tiger I on the Eastern front” этот снимок подписан неверно:

6. А это встречный снимок, сделанный Lohse c башни 211: Идущая группа гренадёров та же самая, что на предыдущем снимке. (Обратите внимание на лысого солдата – именно его лысина указала на то, что снимок является продолжением предыдущей серии). На броне Тигра 231 – неизвестный автор предыдущей фотографии перематывает плёнку в своей “Лейке” для нового кадра.
Тигр 231 заходит на стоянку – “паркуется” задним ходом между сельскими домиками:


7. Приступает к парковке, сдавая назад, и 211-й танк. За этим процессом с любопытством наблюдают проходящие солдаты и фотографируют (Lohse и другой фотограф?) с высоты холма:

8. Фотография, опубликованная в книге “Erinnerungen an die TigerAbteilung 503”, почти ничем не отличается от предыдущего снимка, на ней только немного изменёно направление съёмки, а танк уже развернулся перпендикулярно к дороге:


9. Снимок Bernd Lohse на котором видно, что у домов “припарковались” и другие Тигры, следовавшие в колонне за 211-м:


10. Репродукция из книги Didier Lodieu “III Panzer Corps at Kursk”. “Вписаться” между воротами (козырёк которых заметен с левого края снимка) и деревом для такой неповоротливой машины – задача не из простых, но танкисты 211-го, как видно на этом снимке, с ней успешно справились. Также на фото можно найти лысоватого солдата с предыдущего снимка – дом, возле которого он пил воду, здесь находится у него за спиной в отдалении:

11. Для чего танки остановились рано утром в Беломестном?
Ответ на этот вопрос можно получить благодаря снимку 9, на котором немного изменен ракурс съёмки по сравнению с 8-м, из-за чего в кадр попали две рядом растущие берёзки, позволяющие найти ещё несколько снимков, сделанных в этом же месте:

На трёх фотографиях со странички немецкого журнала “Die Wehrmacht” N 19 за сентябрь 1943 года запечатлён ремонт 211-го Тигра в полевых условиях (нижняя справа фото – к делу не относится, на нём другой Тигр):

12. При замене переднего цепного колеса-звёздочки со сломанными зубьями “Тигру” 211 опять пришлось выехать на улицу Зелёную, что видно по ряду соломенных крыш:

Автор этих фотографий, как следует из подписи, – уже известный нам по селу Ястебово PK Wolff-Altvater. Наверное, это и есть тот второй фотограф, которого мы видели на броне 231-го Тигра.

Из приведенных выше снимков становится ясно, что следует искать:
1. Это сельская улица, слегка изогнутая дугой и проходящая под холмом. Причем, дома на обозримом участке улице расположены только с одной её стороны (в холме же местными жителями сделаны погреба).
2. Склон холма изрезан длинными, идущими от самой его вершины оврагами (фото 3).
3. За огородами стоящих вдоль улицы домов, находится какой-то водоём, поверхность которого явно заметна на фото 7.
4. Вдалеке за водоёмом на пологом холме заметен край леса.

Может показаться, что таких односторонних сельских улиц, проходящих под холмами, везде встречается предостаточно, и сложно будет только выбрать одну, наиболее подходящую из них. Однако, проблема состоит как раз в том, чтобы найти хотя бы одну такую улицу в окрестностях Белгорода. Дополнительную путаницу при этом вносит “водоём”, находящийся за огородами, который почему-то прочно ассоциируется с какой-то широкой в этом месте рекой: похожих улиц вблизи белгородских рек – вообще нет! (На самом деле это лужи на заливном-подтапливаемом огороде – а в середине июля 1943-го под Белгородом как раз шли проливные дожди).
Тем более однозначен полученный результат:

Лес на дальнем холме называется “Шопинским”:

Подсказкой же, позволившей ограничить область поиска, явилось распознание места съёмки фотографии 16, сделанной, судя по сюжету, где-то совсем недалеко.

Общий же сюжет таков. Как мы уже видели, группа Тигров 2-й роты 503 ттб следовала по дороге в следующем порядке: 231 c фотокорреспондентом PK Wolff/Altvater на броне (фото 1 и 6), за ним 211 с PK Bernd Lohse (фото 5), затем 241 и 233.
Ещё три снимка, относящиеся к этому же переходу группы, сделанных с 211 Тигра (следовательно) Берндом Лозе. Где они были сняты, раньше или позже предыдущих – пока не известно, но наверняка, все они относятся к выполнению группой Тигров одного боевого задания и, соответственно, близки друг к другу по времени и в пространстве.

13. 231 с фотографом PK Wolff/Altvater на нем:

14. Картинка из книги Jean Restayn “Tiger I na Vychodni Fronte”:

15. Фотография, скорее всего, из этой же серии – только, судя по следам, танки здесь разворачиваются на месте и 241, следующий до этого за 211, оказывается впереди него:

16. Эта фотография, послужила ключом к разгадке снимков Тигров, сделанным в Беломестном. Сюжет прежний: снимок с Тигра 211 – идущий перед ним 231 в кадре, а на нем, среди солдат, PK Wolff/Atvater с Лейкой):

Теперь танки поднимаются по широкой “столбовой” дороге, огороженной в этом месте столбиками. Но подобное дорожное ограждение мы уже видели в 1942 году, путешествуя из Белгорода в Обоянь! Сравните. Единственное отличие – телеграфные столбы расположены с другой стороны дороги, а солнце бьет в объектив камеры, т.е. колонна Тигров движется в противоположном, южном направлении – в сторону Белгорода по нынешней федеральной трассе M2 “Крым”.
По карте РККА 1941 г, единственный огороженный участок дороги между Обоянью и Белгородом находился у с.Шопино, в месте протекания речки Ерик:

Посмотрим на меловые овражки, которые видны вверху подъёма справа от Тигра 231 и найдём их в этом месте:

Таким образом, место подъёма Тигров по дороге сейчас выглядит так:

На этом наше путешествие вместе с Тиграми 2-й роты 503-го ттб по трассе М2 не заканчивается. Мы с ними доедем до нынешнего посёлка Северный.

17. Судя по придорожным телеграфным столбам, танки разворачиваются и опять идут в обратном направлении – от Белгорода на север. Колонну сопровождает мотоцикл со знаком 168.Infantere Division времени “Цитадель” – лежащим грибком. Замыкающий 233 Тигр ещё не повернул:


Даже на больших расстояниях от огороженного участка (как в южном, так и в северном направлениях) трасса М2 имеет такой поворот только в одном месте – на выезде из п.Северный в сторону с.Шопино. Дорога, пересекающая трассу слева (на приведённом выше фрагменте карты РККА), ведёт к “Заготскот”, справа – к высоте “211.6”.

18. Фотограф на 211 Тигре (Bernd Lohse) в месте разворота делает снимок в обратном направлении – в сторону Белгорода: за ним следует 241, а 233-й тоже начинает поворачивать вслед за колонной:

О времени съёмки приведенных снимков остаётся только гадать: о судьбе 2-й роты 503-го ттб после того, как она не смогла преодолеть Михайловский плацдарм 5-го июля, почти целиком подорвавшись на минах, в военно-исторической литературе сообщается немного.

У Вольфганга Шнайдера про действие 503 ттб в этих местах (т.е. это в районе нынешнего х.Жданов – п.Строитель) сказано следующее: “22 июля 1943 года: Двумя “Тиграми” совместно с 73-м панцер-гренадерским полком (19.ТД) вблизи колхоза “Смело к Труду” (Редин) были выведены из строя 10 танков противника. Во второй половине дня уничтожены семь танков T-34. Шесть Тигров приняли участие в контратаке совместно с боевой группой Байка (6.ТД) на высоте 224.3 недалеко от Гонки. Уничтожено несколько Т-34.” (W.Schneider “Tigers in Combat”)

Однако, далеко не факт, что речь здесь идёт о Тиграх 2-й роты, которая к этому времени уже вышла из подчинения 19-й танковой дивизии. Кроме того, посмотрите на снимки 15, 17, 18 – совсем не похоже, что группа Тигров целенаправленно идёт через Беломестное-Шопино для участия в контратаке. Танки кружат, меняя направление движения, при этом немцы старательно вглядываются в карты – такое впечатление, что они либо заблудились (хотя, что бы заблудиться на столбовой трассе M2, перепутав южное направление с северным – это уже особым топографическим кретинизмом надо обладать), либо – прочёсывают недавно захваченную территорию.

Ещё раз посмотрим на снимок 16, только теперь уже, зная где он был сделан, не будем отвлекаться на окружающий природный пейзаж. Что хотел запечатлеть на снимке фотограф с высоты идущего танка 211? Очевидно – участок обочины, огороженный колышками (да ещё и бревнами, чтоб транспорт случайно за эти колышки не заехал) – на прислоненной крышке от ящика сделана какая-то предупреждающая надпись, а возле участка ко всему этому – ещё и дежурят два солдата. Должно быть, немцы таким образом отгородили не аварийно-опасную обочину, а заминированный (и ещё ими не разминированный) участок: проходы в минных полях обозначались сапёрами похожими колышками.

Мне кажется, мы действительно наблюдаем охрану только что занятой территории в районе Шопино. О подобном пишет и фон Гагенек (не уточняя, впрочем, какие высоты и каких соседей слева он имеет ввиду): “..Через восемь дней, несмотря на постоянную угрозу открытого правого фланга, мы (до сих пор во главе группы Кемпф) преодолели наш путь к высотам, которые необходимо было на некоторое время удержать. Мы вынуждены были удерживать их, потому что наши соседи слева задерживались.” (The Combat History of German Tiger Tank Batallion 503 in World War II)

В книге “Забытое сражение Огненной Дуги” В.Н.Замулин приводит приказ генерала Брайта, переданный после полуночи 9 июля, в котором, в частности, говорится:
“…Находившаяся до сих пор в 19-й тд рота «тигров» вновь подчиняется 503-му тяжелому танковому батальону и перемещается через Таврово и 50-тонный мост Дорогобужино для использования корпусом в Генераловку. Командир роты устанавливает связь с командиром 7-й тд.”
Далее В.Н.Замулин сообщает интересную подробность: “2/503-я отб, выведенная из подчинения 19-й тд, находилась в резерве командира корпуса, и на ее базе утром 9 июля была спешно сформирована еще одна боевая группа под командованием майора графа Кагенека сначала для отражения контратаки 276-й гв. сп, после чего она была задействована для вспомогательного удара на хут.Постников”.

Так же Валерий Замулин указывает: “В середине дня [10 июля 1943 г.] в районе села Шопино произошло, хотя к тому времени уже и не очень значимое, тем не менее знаменательное для противника событие – соединились, наконец, две удар­ные группировки 4-й ТА и АГ «Кемпф». Вытесняя подразделе­ния прикрытия дивизий Говоруненко и Морозова, локтевую связь установили правофланговый полк 167-й и левофланговый 168-й пд. Таким образом, был создан и до завершения операции «Цитадель» не разрывался единый фронт наступления обоих объединений ГА «Юг»”.
(Вспомним про мотоцикл 168.ID, который сопровождает “Тигры” на фото 17).

Хутор Постников, находящийся в 7 км к юго-востоку от Беломестного, был взят немцами 10 июля и тигровая группа Кагенека (или только четыре танка из неё) вполне могла быть позже переброшена в район Шопино через Беломестное. Тогда время на приведённых фотографиях – сразу после 10-го июля 1943 г.

Пока это только догадки, а вот время суток на фотографиях, сделанных в Беломестном, можно определить довольно точно.
Тени на дорогу, проходящую под холмом, падают примерно под 45 градусов – что может быть в этом месте где-то в 9 утра (надо заметить, не слишком раннее утро для армии и военного времени – не случайно, проходящая через село пехота уже изрядно устала). На фото 11 полевые “тигровые хирурги” осматривают танк 211, когда тени почти перпендикулярны дороге – т.е. в районе 3-4-х часов дня.
Кстати, интересно: 211-й лишился зубцов на звёздочке в результате недавних боевых действий (в том же хуторе Постников) или это просто следствие неаккуратной езды по русским дорогам во время марша?..

P.S. Остались ещё живые свидетели пребывания Тигров на Зелёной улице в Беломестном.
Этот домик, например, сменивший только крышу с соломенной на шиферную:

Только он никому ничего не расскажет.

Источник