Сонька «Золотая Ручка»

Известная аферистка – Софья Лейбовна Блювштейн была королевой воров и аферистов. Эта дама была весьма изобретательной и ловкой мошенницей. Она могла вмиг перевоплотиться из светской леди в простушку монахиню, а из дворовой служанки легко стать богатой дворянкой. Софью Блюфштейн в полиции и криминальном сообществе Одессы звали очень просто – Сонька «Золотая Ручка»

Впервые одесская полиция узнала о Соньке, когда пятеро постояльцев гостиницы «Континенталь» утром обнаружили, что из их номеров пропали драгоценности и деньги. Сама Сонька такой вид гостиничного ограбления называла «гутен морген». Ранним утром изобретательная воровка надевала легкие войлочные туфли, что позволяло ей бесшумно передвигаться по коридорам, и с помощью отмычки проникала в чужой номер. Проникнув в апартаменты, воровка потрошила карманы, «лопатник» зажиточного хозяина если постоялец номера вдруг просыпался молодая дама в дорогих украшениях начинала раздеваться, как бы не замечая постороннего, как бы по ошибке приняв его номер за свой. Лучше бы несчастные постояльцы хранили свои деньги и драгоценности в более надёжных местах, чем карманы, например, в гостиничных сейфах. В наше время этот вопрос решить гораздо легче, зная ссылку, где можно приобрести качественный надёжный сейф и тем самым обезопасить себя от современных Сонек.

Блювштейн близоруко озиралась, говорила: «Гутен морген!», тем самым выдавая себя за иностранку. А после выяснения «недоразумения» спокойно удалялась с деньгами обворованного постояльца.

Настоящее имя Соньки «Золотой Ручки» – Шейндля Соломониак. В архивах Одесской сыскной полиции также было известно, что эта мошенница и проходимица могла называться Софьей Ивановной Кимро, Сурой Лейбовной Блювштейн, а также Ривой Соломоновной Розенбад.
Сонька «Золотая Ручка», или Софья Блювштейн, родилась в очень бедной еврейской семье. Она уже с детства знала что такое недоедать, недосыпать. И когда она влюбилась в одного из своих друзей и у нее появился ребенок, то родители ее выгнали, и она осталась без всяких средств к существованию.

По материалам архивов Одесского жандармского управления: именно Исаак Розенбад – уважаемый бакалейщик и стал первой жертвой крупной жертвой Соньки «Золотой Ручки». За него она вышла замуж, родила дочь, а через полтора месяца сбежала, прихватив из кассы 1000 рублей. Второй муж – Соломон Школьник, богатый купец из Двинска. Его воровка тоже оставила без денег таким незамысловатым способом.

У нее было огромное количество фамилий, причем неизвестно в действительности какой муж был под какой фамилией. Но известно, что она была минимум три раза замужем. Первый муж у нее был одесский известный вор, который как раз содержал там некую воровскую школу. Благодаря одному из мужей – Михаилу Блювштейну – который долгое время промышлял кражами в поездах, Сонька научилась виртуозно выуживать кошельки из карманов зевак, хладнокровно срезать золотые часы отточенной монетой, незаметно подсыпать снотворное в вино.

По материалам архивов Одесского жандармского управления: Софья Блювштейн после очередного развода умудрялась сохранять тесные отношения со всеми своими бывшими мужьями. Причем некоторых изобретательная мошенница умело завлекала в свое воровское дело. В афере с обманом купца Якоба Денюкевичуса, у которого выудили 130 тысяч золотом, один из бывших мужей Соньки – Исаак Розенбад – играл роль нотариуса. Второй бывший муж – вор Михаил Блювштейн – был дворецким, а третий – Аарон Гольдштейн – был кучером.

Софья Блювштейн начинала свою криминальную карьеру обыкновенной уличной воровкой. Повзрослев, Сонька стала промышлять поездными ограблениями. В этом деле «Золотой Ручке» всегда помогала несколько обученных ею же воров.
Она воспитывалась на одесской Молдаванке. Можно сказать, что уже тогда профессиональные воры одесские формировали воровские школы. Сонька не только обладала ловкостью рук феноменальной, но она владела чувством психологии человека. Она знала все «приводные ремни» человека, за которые можно дергать, чтобы он раскрылся, рассказал, поверил ей.

По материалам архивов Одесского жандармского управления: в 1872 году в поезде Блювштейн обокрала нескольких купцов на сумму 20 тысяч рублей. Незадачливых предпринимателей воровка одурманила духами со снотворным. Уже через год добыча Соньки составляла 35 тысяч рублей. В 1878 – украдено 38 тысяч, а в 1879 – у инкассатора, которому подсунули вино с опиумом, похищено 40 тысяч золотом.

Все эти ограбления были всегда четко спланированы и изящно обставлены. Облапошенный Сонькой «клиент» долго не мог сообразить, как такое вообще могло случиться. Вскоре провинциалку Блювштейн в уголовных кругах крупных городов стали называть «дьяволом в юбке», демонической красавицей, глаза которой очаровывают и гипнотизируют.

Дело об ограблении Якова Зингера.

Якоб Зингер был известным в Одессе оптовым скупщиком золота и краденых камней. Он слыл человеком весьма алчным и падким на дешевизну. Этим фактором и решила воспользоваться Сонька «Золотая Ручка». В качестве приманки аферистка использовала слух о том, что у нее имеются украденные из музея старинные драгоценности. Бриллианты были «мокрыми», поскольку при ограблении погиб охранник. На одной из воровских блат-хат произошла тайная встреча. Блювштейн предлагала Зингеру купить интересующие дельца драгоценности. Скупщик краденного пристально осмотрев «цацки» выставил свою цену – 2 тысчи рублей. Сонька же не соглашалась отдать «бриллианты чистейшей воды» дешевле 10 тысяч. Торг шел долго, Зингер не хотел упускать выгодную сделку: качество камней было отменное, и выручить за них он мог в 50 раз больше. Но вдруг Сонька прервала переговоры под предлогом того, что она не может подставить под удар уважаемого человека, поскольку ему за камни светит большой срок и к тому же на них кровь охранника. Обескураженный банкир покинул дом, но с этой минуты Сонькины подручные следили за каждым его шагом.

Прошло несколько дней и совершенно как бы случайно Сонька «Золотая Ручка» оказалась с банкиром в одном купе поезда Одесса-Москва. Во время следования банкир спросил о судьбе драгоценностей, которые она ему предлагала. Как ни странно, эти драгоценности оказались у нее в зеленом саквояже. Была возобновлена сделка, и прямо в купе поезда Сонька вручила за 2000 рублей свои драгоценности банкиру.

После того как Сонька рассказала, что попала в сложную финансовую ситуацию – иначе эти камни не продала бы ни за что – Зингер открыл толстый портмоне и «отслюнявил» Блювштейн деньги. Ловкая мошенница предупредила скупщика быть предельно осторожным с драгоценностями и покинула купе. А через полчаса на станции Раздельная Сонька вышла из поезда. Подойдя к первому полицейскому, который был на станции, она рассказала, что случайно забыла свой зеленый саквояж (подробно описав его) в купе. По телеграфу на станцию Бирзево было сообщено, что был утерян саквояж. Полицейский зайдя в купе поинтересовался у банкира его ли это саквояж, так как есть информация, что его забыла женщина. Зингеру ничего не оставалось делать, как сказать, что это не его саквояж, так как он боялся разоблачения за убийство и ограбление этих драгоценностей.

Вскоре Сонька «Золотая Ручка» выгодно поменяла свой воровской профиль. Поездные ограбления и кражи в гостиницах остались в прошлом. Ее новый образ – замужняя женщина, жена богатого купца, путешествующая вдова, а ее воровской интерес – изящное ограбление ювелирных лавок и магазинов.

По материалам архивов канцелярии градоначальника Одессы:у Соньки было оригинальное платье, сшитое специально для краж в магазинах. Оно, в сущности, представляло собой мешок, куда можно было спрятать даже рулон дорогой ткани. Особое мастерство воровка демонстрировала в ювелирных магазинах. В присутствии многих покупателей и с помощью своих «агентов», она отвлекала внимание приказчиков. После незаметно прятала алмазы под специально отращенные длинные ногти, заменяя их фальшивыми. Однажды Сонька спрятала украденное в стоящий на прилавке горшок с цветами, чтобы на следующий день прийти и забрать похищенное.

Сонька брала себе пожилого мужчину, тоже вора, в возрасте старше семидесяти, одевала его прекрасно и выдавала его за своего отца. Брала маленького вора – девочку либо мальчика лет восьми, заходила с ними со всеми в магазин. Там они выбирают, торгуются, потом падает бриллиантовое кольцо. Она поднимает это кольцо, отдает приказчику. Но это уже фальшивое кольцо, а настоящее накрыто ее ногой в туфельке со специальным углублением с пластилином, и так кольцо остается у нее.

При ограблениях ювелирных магазинов Сонька «Золотая Ручка» чаще всего работала под эстонку, реже – под русскую дворянку. Блювштейн промышляла не только в самой Одессе. Она отметилась в Баден-Бадене, Лондоне, Варшаве, Киеве, Ростове, Москве, Петербурге. Она знала не только в совершенстве русский, украинский, идиш, а также польский, французский, немецкий языки в совершенстве. У нее было всегда очень мало подельников, и эти подельники были только либо ее мужья, либо любовники.

Кроме того она была связана с воровским миром Одессы и других городов. Ею гордились, ведь она была женщина не жадная, создала в Одессе школу воровского мастерства, где дети-сироты , преимущественно еврейского происхождения, обучались у крупных воров карманному делу. Это называлось «идти на карман».

По материалам архивов канцелярии градоначальника Одессы: мадам Блювштейн предпочитала камням более мелкие бриллианты. Их охотно приобретали в полцены скупщики краденого. Однажды Соньку поймали на краже в ювелирной лавке Ривеля Маркова. Но при обыске камней у нее не нашли. Оказывается, воровка спрятала деньги в кармане полицейского, а после обыска выудила их обратно.

Дело об ограблении крупного одесского ювелира расследовала вся городская полиция. Такого эффектного воровства еще не было в практике следственных органов. Пострадавший сначала попал в психиатрическую клинику, и только после вмешательства полиции смог четко рассказать, что же произошло на самом деле.

Дело об ограблении фон Меля.

Карл фон Мель – потомственный ювелир. В его собственности большая сеть ювелирных лавок, несколько фабрик и контор, где производили огранку драгоценных камней. Предприниматель жил в центре города на Дерибасовской в большом особняке. К его магазину подъезжает очень богатый экипаж, заходит женщина и объявляет, что она является супругой известного одесского врача-психиатра Богданова, они получили большое наследство и решили купить ей кольцо с крупным бриллиантом.

Она выбрала кольцо на сумму в 26 тысяч золотом, но с собой дама такую крупную сумму не брала и предложила поехать к Богданову за деньгами.
До появления у ювелира Сонька «Золотая Ручка» посетила клинику доктора Богданова. Врачу же дама представилась женой ювелира фон Меля. Она жаловалась, что с мужем в последнее время твориться что-то неладное, супруг окончательно помешался на золоте и камнях, всех подозревает в покушении на ограбление, обман. Узнав цену на лечение – 150 рублей, Сонька предложила 300 за повышенный комфорт и сохранение тайны лечения.

Фон Мель согласился поехать домой к доктору, взяв с собой несколько дорогих украшений. Богданов встретил ювелира как старого знакомого, приказал накрывать обеденный стол, чтобы за трапезой продолжить беседу. Во время обеда Богданов интересовался, как идут дела у ювелира, не воруют ли деньги его подчиненные, как самочувствие. Обескураженный такими вопросами, ювелир отвечал невпопад, беспокоясь, что магазин остался без присмотра на довольно длительное время.

А Сонька в это время, прихватив саквояж, оставила мужчин наедине. Через 2,5 часа фон Мель попросил отдать ему его деньги, тем более, что ювелир «сделал для Богданова неплохую скидку». Богданов воспринял эти слова как проявление болезни, обещал Карлу все отдать, но для начала принять душ…

Ювелир фон Мель был небольшого роста и среднего телосложения, ему было почти 60 лет. Поэтому предприниматель особо и не мог сопротивляться двум дюжим санитарам. На фон Меля мигом надели смирительную рубашку и связали на груди руки.

Судебная хроника газеты «Одесскія новости»: известный одесский ювелир фон Мель был доставлен в психиатрическую клинику с диагнозом маниакальный синдром. К тому же больной был в крайне возбужденном состоянии. Он пытался дважды укусить санитаров, все время кричал: «Отдайте мои деньги!» и «Богданов! Вы в сговоре с аферистами, я вас посажу!»

Приказчики ювелира, которые ждали своего хозяина, через четыре часа его отсутствия серьезно забеспокоились – ведь вечером нужно было закрывать магазин, а ключ был только у фон Меля. Приказчик Цыпа Корькович приехал к Богданову и доложил о себе. Во время беседы с врачом и выяснился обман. В это время Сонька «Золотая Ручка» с украденными драгоценностями уже ехала в поезде в сторону Варшавы.

Соньку «Золотую Ручку» за многочисленные мошенничества и ограбления разыскивала полиция нескольких европейских стран. Известной воровке очень часто удавалось избегать арестов. Блювштейн умело пользовалась гримом, накладными бровями, париками, носила меховые манто и украшала себя драгоценностями, к которым питала слабость.

Именно из-за увлечения камешками Блювштейн и опала в руки полиции. Ее подставил очередной ухажер – двадцатилетний налетчик и шулер Вольф Бромберг по кличке «Красавчик» имел над Сонькой необъяснимую власть. Это позволяло постоянно вымогать у нее деньги. Влюбленная «Золотая Ручка» все чаще шла на неоправданный риск, стала алчной, даже опустилась до карманных краж.

В день ангела Вольф Бромберг подарил своей любовнице голубой алмаз. Камень на самом деле был взят под залог у одного одесского ювелира. Залогом являлась закладная на дома на Ланжероне. Стоимость усадьбы превышала цену камня, разницу в 4000 рублей ювелир уплатил наличными. Но через день Бромберг неожиданно вернул алмаз. «Красавчик» объявил, что подарок не пришелся по вкусу даме.

Судебная хроника газеты «Одесскія новости»:вскоре ювелир Пузиков обнаружил, что камень поддельный. Задержанный Бромберг решил всю вину свернуть на свою любовницу. Шулер соврал полиции, что аферу придумала Сонька, она же «состряпала» фальшивый заклад, она же и дала ему поддельный камень. Вскоре на квартиру к ничего не подозревающей мадам Блюфштейн нагрянула полиция. Во время обыска и был найден настоящий голубой алмаз.

Софью Блюфштей осудили в 1880 году. Один из присяжных на процессе назвал ее женщиной, которая способна заткнуть за пояс добрую сотню мужчин. На каторге, привыкшей к шикарной жизни Соньке «Золотой Ручке» пришлось также иметь дело с золотом. Дело в том, что женщинам-каторжанкам приходилось мыть этот драгоценный металл в холодных реках. Простудившись, Сонька вскоре умирает от чахотки.