Несмотря на то, что огромные рисунки трудно различить с земли,
археологи недавно объявили, что некоторые из великих «работ древних
людей» (как в 1927 году их прозвали бедуины) Ближнего Востока
значительно старше, чем знаменитые линии Наска в Перу. Они также
установили, что одна группа колёс может быть связана с астрономическими
знаниями, а некоторые геоглифы, вероятно, были связаны с захоронениями.
Однако назначение многих рисунков остается неясным.

Археологи пришли к выводу, что двум гигантским «колёсам» из Вади Аль
Каттафи и прудов Висад в Чёрной пустыне в Иордании не менее чем 8500 лет
— а это делает их примерно на 6000 лет старше знаменитых линий Наска в
Перу. LiveScience сообщает, что с помощью оптически стимулированной
люминесценции (OSL) археологи смогли установить не только дату создания
этих двух колёс, но и то, что одно из них около 5500 лет назад было
отреставрировано.

Два «колеса» в Чёрной пустыне были созданы 8500 лет назад. Фото: Google Earth

Исследование, которое в ближайшее время будет опубликовано в журнале
Antiquity, показывает, что в момент создания этих двух колёс климат
Чёрной пустыни был совсем другим, а жизнь более лёгкой. В качестве
доказательств учёные представили «уголь из лиственного дуба и тамариска
[кустарник], извлечённых из двух домашних очагов в здании, которое
датируется приблизительно 6500 г. до н.э.».

Как сообщило Discovery News, это недавнее исследование наводит на
мысль, что некоторые геоглифы связаны с интересом древних жителей к
астрономии. В частности, они обнаружили, что в одной группе рисунков в
оазисе Азрак «большинство спиц колёс по какой-то причине растянуты в
направлении юго-восток – северо-запад, где восходит солнце во время
зимнего солнцестояния». Хотя это может быть не более чем «догадкой»,
ведь другие геоглифы в этой области не дают явной
«археологико-астрономической информации».

Эти два колеса составляют лишь небольшую часть знаменитых
изображений, которые пересекают аравийский регион — «от Сирии через всю
Иорданию и Саудовскую Аравию до Йемена», как сообщают участники данного
исследования.

Геоглифы Ближнего Востока впервые обнаружил в 1927 году лейтенант
британских ВВС Перси Мейтленд во время авиаперевозки почты через
Иорданию. Формы рисунков варьируются, некоторые колёсовидные строения
сгруппированы ближе друг к другу, а другие, похоже, изолированные.
Некоторые имеют более прямоугольную форму, а многие — круглые. Часть
круглых колёс имеют по две спицы, которые образуют засов… Колёса иногда
имеют форму ромба.

«Ромбовидный» геоглиф в Иордании. Фото: Google Earth

Назначение геоглифов, вероятно, варьируется в зависимости от их
местонахождения и рисунка. Гэри Роллефсон, соуправляющий
археологического проекта «Восточная Бадия», говорит, что «наличие
каирнов [пирамид из камней] намекает на какую-то связь с захоронениями».
Однако «есть и другие колеса, где каирны полностью отсутствуют, что
указывает на другое назначение».

Что касается конструкции геоглифов, её качество также явно
варьируется от одного строения к другому. По поводу двух колёс в Чёрной
пустыне Роллефсон сказал, что они «простые по форме и сделаны не строго
по геометрическим стандартам. Они резко контрастируют с некоторыми
другими колёсами, которые, похоже, были сделаны почти с таким же
вниманием к деталям, как линии Наска». Точность других колёс может быть
связана с использованием длинной верёвки и столба.

Ожидается более подробная информация об этих двух колёсах в Чёрной
пустыне, поскольку Роллефсон заявил Jordan Times, что планирует
вернуться в «Вади Аль Каттафи в 2016 году, а затем обратно в Висад в
2017-2019 гг.»

В отличие от рисунков, расположенных дальше на север, Дэвид Кеннеди,
содиректор Архива аэрофотосъёмки для археологии на Ближнем Востоке
(APAAME), сообщил, что подобные формы в Саудовской Аравии и Йемене, «как
правило, небольшие и вместо спиц имеют лишь одну или две перекладины.
Некоторые колёса имеют форму квадратов, прямоугольников или
треугольников». В Архиве аэрофотосъёмки также упомянули ромбы и
соединённые каменные стены, которые они прозвали «воротами».

Часть геоглифов, обнаруженных в Саудовской Аравии. Фото: Google Earth

В Архиве аэрофотосъёмки сейчас не в состоянии провести полевые или
аэрофотографические исследования «колёс» в Саудовской Аравии и Йемене,
поэтому они пока изучают аэрофотоснимки XX века и бесплатные спутниковые
снимки Google Earth и Bing.