2 февраля, 2016

Серия политических решений, принятых правительством Японии с 1633-39 годов привела к периоду продолжительного изоляционизма – сакоку. Отчасти такое положение решили установить после попыток европейских торговцев навязать японцам католичество. Под страхом смертной казни жителям страны запретили покидать её пределы, а иностранцам – въезжать в Японию. Термин «сакоку», которым назвали внешнюю политику самоизоляции, буквально означает «страна на цепи».

Япония была изолирована от внешнего мира на протяжении двух столетий, до возобновления внешней торговли в 1853 году. А 1867 году на Хризантемовый трон взошёл принц Муцухито, когда лидеры княжеств Сацума и Тёсю свергли феодальное правительство Сёгуната Токугава и восстановили императорскую власть.

Новый император назвал этот период Мэйдзи, что означает «просвещённое правление». За почти полувековую историю властвования Муцухито – с 1868 года и до его смерти в 1912 году – Япония радикально преобразовалась из изолированного и раздробленного государства в объединённую промышленную страну и крупного игрока на международной арене.

В конце периода Мэйдзи Япония позиционировалась как партнёр и конкурент богатых западных стран. Железные дороги и телеграфные линии объединили государство. Текстиль, особенно производство шёлка, стал крупной отраслью промышленности. Правительство субсидировало вербовку западных технологических экспертов и отправляло тысячи студентов в западные учебные заведения.

Реклама Google

Четыре женщины позируют через решётку.

Вид на гору Фудзияма.

Одной из новых технологий, привезённых в Японию, стала фотография.

В 1908 году Герберт Геддес, менеджер канадской импортно-экспортной корпорации G.R. Gregg and Company, направился на работу в город Иокогама, главный центр внешней торговли.

За время пребывания в Японии он сделал множество фотографий, запечатлев пейзажи и местных жителей. Снимки Геддес раскрашивал вручную и продавал иностранным туристам, как диковинные открытки.

В фотографиях Геддеса основное внимание сосредоточено на традиционной и «вневременной» японской культуре с ухоженными садами, прилежными мастерами и ремесленниками. Менее заметны недавно внедрённые достижения технического прогресса, которые стремительно создавали новый образ жизни многих японцев. Эпоху Мэйдзи, ознаменовавшуюся смелой модернизацией, сменила эпоха Тайсё.

Реклама Google

Приозёрный курорт.

Женщина позирует с ребёнком и зонтиком.

Бондари выделывают деревянные бочки.

Женщина собирает коконы тутового шелкопряда.

Рикша на лесной дороге.

Борец сумо готовится к состязанию.

Пожилая женщина работает с точильным камнем, а молодые девушки наблюдают.

Женщины в кимоно садятся в лодку в саду.

Вишни над гаванью цветут.

Фермеры позируют с корзинами.

Фермеры собирают листья тутового дерева.

Женщины отвеивают рис, а мужчина толчет его в муку.

Скульптор начинает высекать фонарь из каменного блока.

Скульпторы лепят из глины формы для гигантских масок.

Высокопоставленная куртизанка в токийском квартале “красных фонарей” Йошивара позирует со своим сопровождающим персоналом.

Посёлок над рекой.

Фермеры засыпают рис через воронку в деревянный механический бункер.

Деревянные ворота тории.

Олени бродят по кладбищенскому саду.

Группа женщин и мужчина смотрят на вышивальщицу.

Две гейши позируют, притворившись спящими.

Крытый мост через пруд.

Деревянный мост через порожистую речку.

Мужчина разрисовывает зонтик.

Рыбаки и дети по колено в океане.

Фермеры собирают рис.

Семья позирует для группового портрета.

Фермеры в илистой почве выращивают рис.

Вид на лесной посёлок вдоль реки.

Люди плывут на лодках недалеко от подножия горы Фудзи.

Фотографии: Герберт Геддес/Библиотека Университета Виктории.