Осколки прошлого

На старших курсах медуниверситета я устроился работать на ночную книжную ярмарку.

Ну, как устроился. Бегал по городу в поисках хоть какой-нибудь работы для студента, мебель таскал, на стройке шабашил. А тут один раз приходит ко мне в общагу приятель и предлагает перетащить одному литературному бизнесмену книжки. Работа не пыльная. Вытащить из подвала коробки из-под бананов с книжками, загрузить Газель, а потом на ярмарке все это выгрузить. А утром – обратно. Деньги на руки, сразу. Никаких трудовых книжек и договоров. Отличная тема для студента.

Раз загрузил, два. А потом с хозяином разговорились. Он и предложил после разгрузки сесть за один из столиков. И началась радостная жизнь.

Читать я любил. А тут у меня под руками оказалось полсотни дорогущих книг разного направления. Покупатели приходили волнами, а в перерывах мне никто не запрещал читать. Ещё и деньги за это платили. А сон… Да зачем он студенту.

Ярмарка располагалась на территории большого спортивного комплекса. Открывалась в полночь и работала до полудня. Сразу после открытия налетала толпа оптовиков из других городов. Брали много и на продажу. С ходу выгребали процентов тридцать товара. С пяти-шести утра начинали ходить покупатели для себя. Эти любили поговорить, пофилософствовать. Встречались очень интересные люди, ученые, журналисты, писатели. Ну и без городских сумасшедших не обходилось, само собой. А с часу ночи до пяти – хоть зачитайся, хоть спать ложись.

Именно в это сумеречное время и произошла одна история.

Сидим как обычно, читаем. Время – четыре утра. Кто-то сонно прихлебывает кофе из картонного стаканчика, кто-то уткнулся в экран ноутбука. В зале смешанный запах спортивного инвентаря, пота, книжной пыли. Я по уши в древней Месопотамии вместе с Эрихом фон Деникеном ищу следы инопланетных цивилизаций. И вдруг краем глаза замечаю странную парочку, которая дефилирует между столиками. Два худых небритых мужика в одинаковых спортивных костюмах и сланцах. Сентябрь месяц, между прочим. Сланцы уже никто не носит. Даже с носками.

Парочка неспешно прогуливается, периодически останавливаясь рядом с продавцами и что-то спрашивая. Видимо ответы посетителям не нравятся, потому что каждый раз их лица вытягиваются и становятся все грустнее и грустнее. Наконец дошли и до меня. Остановились, разглядывая книги. Одинаковые, как братья-близнецы. Ввалившиеся щеки с трехдневной неряшливой щетиной, короткие стрижки, грязные спортивные костюмы.

– Вам что-то подсказать? – откладываю Деникена с его инопланетянами в сторону.

– Слышь, парень, – невнятно начинает один.- Ты тут нормально зарабатываешь?

– Мне хватает. Если вы устроиться хотите – то утром придут ещё продавцы, у них поспрашивайте, а у нас мест нет.

– Ты не понял, – с напряжением в голосе встревает второй. – Ты нам теперь платить будешь по сотке за ночь.

– С какого бодуна? – удивился я.

– За крышу, что непонятно? – зло отвечает второй.

– А зачем мне крыша? – недоумеваю я.

– Он не понимает, – ухмыляется второй. – Слышь, Леха, он не понимает.

– Не понимаю, – кивнул я.

– А если кто-нибудь ночью тебе прилавок подожжет? А? Что делать станешь?

– В милицию позвоню, – пожал плечами я. – Да и как подожжет-то? Место посреди спорткомплекса, вокруг сотня продавцов.

– Ты вообще не в теме? Ты Сашу Белого знаешь?

– Не слышал.

– Самый крутой пацан на районе. Всех вокруг держит.

– Нет, не слышал.

В кресле зашевелился Женя – хозяин прилавков, за которыми я работал. Видимо голоса «пацанов» его разбудили. Зевнул и высунул лохматую голову из-под одеяла.

– Доброе утро. В чем проблема?

– Да вот, граждане крышу предлагают.

– Шиферную или черепичную? – снова зевнул Женя. Он тогда дачу строил, поэтому сразу заинтересовался.

– Ты чё, баклан? – метнулся к столику второй. – Попутал что ли?

– А-а, понятно, – с трудом проснулся Женя. – Товарищи, вы читать умеете?

– Ты нас совсем за лохов держишь?

– Тогда прочитайте что на вон той стене написано, – Женя кивнул на стену комплекса, где аршинными буквами было выведено название клуба «Динамо». – Вот наша крыша. А вы идите себе.

– С-суки, – прошипел сквозь зубы второй.

– Да брось ты его, – грустно сказал Леха. – Пошли отсюда. Они здесь все малахольные какие-то.

– Да чё за херня происходит?! – вызверился второй. – Нормальным пацанам уже и на выпить не заработать!

И парочка потянулась к выходу.

Первым заржал Вадим, который продавал диски справа от нас. Потом Настя, торговавшая детскими книжками слева.

– Чего вы ржете? – с укором сказал Женя. – Может ребят только что выпустили. Присели в середине девяностых. Выходят – а тут – мобильники, интернет, лохи книжками торгуют. Они как из машины времени выпали. Ещё лет десять назад, в девяносто пятом я таких боялся, а теперь все прошло. Они теперь осколки прошлого. Короче вы как хотите, а я ещё час посплю.

Укрылся одеялом и захрапел.