ДРЕВНИЕ СЛАВЯНСКИЕ ЛЕГЕНДЫ: ДЕТСТВО КОЛЯДЫ

Узнал о рождении Коляды Черный бог. Он очень огорчился, ибо ему были предсказаны большие неприятности от сына Дажьбога. Он сделал так, что Дажьбог потерял магическое кольцо и лишился сил.

И Черный бог остудил сердце Дажьбога, заточил его во льдах. А Майя вновь ушла в Навь, как и было предначертано, ибо она вернулась из царства смерти лишь для того, чтобы родить бога Коляду. Потому она отправила Коляду в корзине по водам Смородины в Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице.

Хорс поднялся рано-ранешенько и пошел ко речке Смородине, дабы омыться чистой водою и помолиться Всевышнему. И нашел Хорс у берега корзину, сиявшую небесным светом. Не было в той корзине ни золота, ни серебра, а был в ней златовласый ребенок.

И вот радость на небе и на земле. В Ирин бог Крышень- Коляда. В Ирии его вновь нашли волхвы-колежане. Они пришли ведомые путеводной Звездой. Ворота в Ирий Звездой. Ворота в Ирий колежанам открыл Небесный Олень. И они вошли, славя Коляду, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога.

Потому и ныне во время празднования Коляды колядовщики, подобно волхвам, следовавшим за Звездою, ходят по дворам и ищут Коляду, а найдя его, поют:

{Мы ходили, мы искали Коляду святого
На небе и на земле..
А нашли его в светлом Ирии!
Как во первом тереме – Красно Солнышко,
Во втором тереме – часты звездочки,
В третьем тереме – ясная Заря}
“Книга Коляды”, X 6

Колежане увидели, что младенец Коляда на руках у Зари-Зареницы. Рядом на серебряной скамеечке – Хорс. У Хорса -золотая борода и усы. У Зари-Зареницы – кудри русые, рассыпающиеся серебром по ее плечам.

Хорс и Заря усадили колежан за стол. На богато убранном столе колежане увидели три кубка – первый с медом Сурьей, второй – с пивом Хомой, а третий с Абритой. Сурью пил из кубка Хорс, Хому -Заря-Зареница, а Абриту – Коляда.

В тереме у Хорса было три окна. В одно вошло Красно Солнце, во второе – светлый Месяц, а в третье частый Дождик.

Стали гости спорить – кто из них важнее. Солнце сказало, что оно всех выше, так как оно освещает горы, долины и моря. Месяц сказал, что он – важнее, так как светит ночью, когда ничего не видно. А Дождь сказал, что он – важнее, ибо он окропляет жито и пашни, и потому растет хлеб, и огнищане варят пиво.

– Нет, над всеми вами – Великий Бог! Коляда – сын Выш- ня-Дажьбога! – возразили колежание. – Скажет Солнцу: “Свети!” Светит Солнце. Скажет Месяцу – тот сияет. Скажет Дождику: “Дождь, смочи Землю-Мать, чтоб родилась рожь и пшеница!” И пойдет с небес благодатный дождь! Будь прославлен Бог Коляда!

А в это время в Темном Царстве лютовал Чернобог Кащей. Он собрал всех демонов-дасуней, чтобы обдумать -как погубить им молодого бога Коляду. И тогда Кащей сказал старухе Путане:

– Обернись молодою девой, лети в Ирий и изведи молодого Коляду! Его кости пусть станут прахом, пусть развеет их черный ветер!

Ведьма Путана разлютовалась, она слила вино в золотую чашу и подмешала в вино отраву. Прилетела в Ирий и встала с чашей на трапезе.

– Я пришла, принесла вина молодому сыну Дажьбога! Пусть он выпьет вино из чаши.

– Коляда, наш бог, молоденек! – ответили ей колежане. – Пить вино ему рановато. Грудь в вино обмакни, Путана. Дойка грудь молодому богу!

Путана обмакнула грудь в вино, взяла на руки Коляду, и поднесла ему грудь с отравой. Коляда приложился к груди Путаны, высосал все молоко, и вместе с ядом – жизнь Путаны. Путана тут обернулась старухой и упала, раскинув ноги и раскрыв клыкастую пасть. И все ужаснулись, увидя страшное тело ведьмы.

{Ее зубы – черные камни,
ее ноздри – в скалах пещеры,
ее груди – холмы, а волосья – кусты,
ее бедра – два горных кряжа,
ее руки – мосты над бездной,
а живот – иссохшее море}

Тут Заря подхватила Коляду, а Хорс низверг Путану на землю. И содрогнулось царство Кащея.

Тогда Кащей послал в Ирий демона Босоркуна, обратившегося в Черного Аиста. Был тот Аист огромен, своими крыльями он закрыл весь свет. Налетел Аист на Коляду и проглотил его. Но почувствовав жженье в глотке, он выплюнул Коляду и попробовал заклевать. Но Коляда схватил Аиста за клюв и разорвал, так легко будто ребенок рвет травинку.

Узнав о гибели Аиста, еще больше разлютовался Кащей. Он послал в Ирий Дракона Халу. Прилетел Хала и разинул пасть.

{По земле он влачил одною губой,
обликов касался второю.
Его челюсти – словно ущелья,
зубы – будто вершины гор},
“Книга Коляды”, X 6

Дракон сразу проглотил всех гостей-колежан и Коляду. Как Коляда оказался в драконьей пасти – сразу стал расти. Он поднялся выше гор и облаков. Стал душить Дракона, и в конце- концов разорвал его на части.

Предание о родных и приемных родителях Коляды (вначале Дажьбог и Златогорка – потом Хорс и Заря) повторяет сюжет сказания о Кришне (и его спасают у приемных родителей). Славянские предания о Крышпе- Коляде во многом совпадают с индийскими ведическими преданиями о Кришне-Калкине.