Температура Земли на глубине 3 тыс. км намного более неоднородна, чем считалось ранее. Об этом в публикации в научном журнале Scientific Reports сообщают ученые из Австралийского национального университета.

Исследователи обнаружили перепад температур в нижних слоях мантии Земли на границе с ядром. По словам ученых, разница между жидким ядром и твердой мантией намного значительнее, чем между поверхностью Земли и атмосферой. Кроме того, как заявляют ученые, исследовать центр Земли сложнее, чем центр Солнца.

Температура в нижних слоях мантии достигает 3000–3500°C, а давление составляет 125 ГПа, что в 1,25 млн раз больше атмосферного давления. Неоднородности температур и других свойств веществ, таких как плотность и химический состав, влияют на скорость распространения сейсмических волн.

Группа ученых исследовала данные более 4 тыс. сейсмометров, установленных в разных точках земного шара. Используя процессы, подобные компьютерной томографии, ученые создали математический алгоритм обработки данных и составили детализированную карту нижних слоев мантии в виде полусферы, имеющей 400 км в поперечнике.

Карта показывает, что скорости распространения сейсмических волн варьируются сильнее, чем ожидалось на таких расстояниях. Вероятно, это явление вызвано теплообменом между мантией и ядром и процессами радиоактивности.

Ученые считают, что полученный результат поможет лучше понять процессы переноса тепла между поверхностью и глубокими слоями мантии Земли. Такие неоднородности температуры могут также иметь связь с процессами в ядре, ответственными за формирования магнитного поля Земли.