Французские учёные намерены возродить мега-вирус, обнаруженный в вечной мерзлоте Российской Арктики, дремлющий в течение 30 000 лет.

Исследователи из Национального центра научных исследований во Франции говорят, что примут все меры предосторожности, чтобы возродить вирус в безопасных лабораторных условиях. Они опубликовали подробный отчёт о ходе исследования в журнале «Труды Национальной академии наук». Группу исследователей возглавляет Жан-Мишель Клавери, директор лаборатории во французском центре.

Американские учёные возродили вирус испанского гриппа в 2004 году, чтобы попытаться понять его крайнюю вирулентность. Это вирус убил десятки миллионов людей. Исследователи поехали на Аляску и взяли образцы ткани из лёгкого женщины, похороненной в вечной мерзлоте. Используя эти образцы и метод вскрытия тканей, они воссоздали код восьми генов. Работы проводились в условиях, обеспечивающих полную безопасность, в лаборатории американского Центра по контролю и профилактике заболеваний в Атланте, штат Джорджия.

Французские учёные, которые возродили также сибирский вирус, известный как Pithovirus sibericum, в 2013 году, предупреждают, что изменение климата может пробудить опасные вирусы в районах Крайнего Севера, где почва или вечная мерзлота тает. Поэтому они считают, что лучше «знать врага». Новый вирус, названный Mollivirus sibericum, был обнаружен в том же районе, где сделана предыдущая находка.

Это четвёртый доисторический вирус, найденный с 2003 года.

Наиболее новаторский аспект исследований с 2013 по 2015 годы заключается в том, что эти древние сибирские вирусы не похожи на любые другие вирусы, известные на Земле. Современные вирусы — крошечные и содержат только несколько генов. Но Pithovirus sibericum и Mollivirus sibericum содержат 500 генов, поэтому их относят к категории вирусов-гигантов — Megaviridae. «60% того, что содержат их гены, не похоже на другие вирусы на Земле», — сказала Шанталь Абергель, коллега и жена Клавери.

Другой вирус, найденный в 2003 году, Pandoravirus, имеет 2500 генов. Для сравнения, вирус ВИЧ имеет 12 генов, а гриппа А — только 8.

Французские исследователи называют два вируса, найденные ими, гигантскими. Чтобы квалифицироваться как гигантский, вирус должен быть размером больше, чем 0,5 микрона (1 микрон — 0,001 миллиметра).

Pithovirus sibericum является заразным для амёб, но не для человеческих клеток, говорят исследователи. Он был найден на глубине 30.45 метра, в пробе вечной мерзлоты, взятой в тундре Чукотки, на побережье Восточно-Сибирского моря.

Клавери сказал в 2013 году: «Возрождение вирусов, которые, как предполагается, были ликвидированы, такие как оспа, процесс репродукции которой похож на Pithovirus, больше не относится к научной фантастике. Риск того, что этот сценарий может произойти в реальной жизни, должен рассматриваться серьёзно».

Исследование Сибирской мерзлоты, как ожидается, продолжится, так как считается, что в ней содержится 30% мировых запасов нефти, месторождения золота и других ключевых полезных ископаемых. Существует, следовательно, опасность того, что вирусы, которые люди никогда не встречали раньше и не имеют иммунитета к ним, могут высвободиться из тающего льда. Клавери призвал принять меры предосторожности против возможного пробуждения вирусов, которые когда-то были опасны, таких как оспа.

Ян Бранам, представитель Центра США по контролю и профилактике заболеваний, ответил на вопросы о мерах предосторожности и безопасности, принятых в ходе работ по реанимации вируса. Он сказал, что протоколы различаются в разных странах, но: «Меры предосторожности приняты, они включают средства индивидуальной защиты, такие как спецкостюмы, маски, перчатки, покрытие обуви и т.д. Респираторы часто необходимы, как и принятие душа при выходе из лаборатории. Сама лаборатория должна быть охраняемым объектом, иметь ограниченный доступ, а также отрицательное давление воздуха, чтобы поток воздуха не выходил из неё, когда двери открыты. Отходы стерилизуются перед удалением, вытяжной воздух фильтруется. Персонал проверяется на потенциальные симптомы инфекции и, как правило, сотрудников просят записывать вирусные признаки и проверять не менее одного раза в день, нет ли таких симптомов (температура и т.д.)»

Сотрудник надевает старую модель спецкостюма перед входом в лабораторию Центра по контролю и профилактике заболеваний в Атланте, штат Джорджия. Фото: Wikipedia

Когда Яна Бранама спросили, как французские учёные узнали, что сибирский вирус может заразить амёб, но не людей, он ответил: «Потому что современные вирусы заразны для амёб. Вероятно, будут проводиться эксперименты, чтобы увидеть, является ли он заразным для других организмов, использующих клеточные линии, и, возможно, для животных».