Это просто путевые заметки про Гамбию.
Читать не обязательно, но картинки посмотреть стоит.
Расклад с ценами был в конце второго поста.
Часть 1
Часть 2

Экскурсии.

Из моих записей можно сделать вывод, что мы только и делали, что шатались по пляжу и отбивались от местных.
На самом деле это не так. Пляж ни муж, ни ребёнок не жаловали, предпочитая бассейн. От побережья Атлантики кайф в основном ловила я. Если договориться с местным рабочим кафе, ответственным за лежаки, чтобы он отгонял назойливых продавцовпопрошаекжиголо, то можно вполне неплохо провести время с книжкой и плеером.
Но безвылазно сидеть в отеле всё-таки довольно скучно. Поэтому, мы купили пару экскурсий.

Первая экскурсия называлась что-то вроде "Наблюдение за птичками" и начиналась она в 5.30 утра. В полнейшей темноте маленький автобус собирал туристов и увозил в мангровые заросли. Самое потрясающее, что даже из окон автобуса были видны звёзды: яркие, большие, красивые. Наблюдению за звёздами очень помогал тот факт, что луна уже зашла, а городского освещения, которое не даёт насладиться красивым звёздным небом в городах, здесь просто нет.
Где-то к половине седьмого нас высадили из автобуса, показали тропинку и сказали идти до упора. Единственный фонарик был у нашего гида и он не расставался с ним ни за какие коврижки. Тропинка была какой-то козьей, то есть непонятно как протоптана, в каких-то колдобинах. Но когда я подумала, что хуже уже быть не может, тропинка с энтузиазмом доказала, что ещё как может, превратившись в мостки над водой, состоящие из трухлявых и щелистых досок. На этом месте муж не выдержал и включил фонарик на своем телефоне, который оказался раза в два ярче, чем у гида. Мостки протиснулись между парой деревянных лачуг и закончились ступеньками на второй этаж. Первый этап челленжа – добраться до места назначения и ничего не переломать – мы прошли успешно.

Второй этаж оказался вполне сносным помещением, открытым всем ветрам, с кучей оконных проёмов по периметру и щелями в стенах. Эдакая экзотическая терраса со столиками. Ветер бодрил по помещению и добавлял свежести кутающимся туристам. На столиках нам сервировали горячий чай и кофе с какими-то печеньками. Было очень темно и только несколько керосиновых ламп добавляли уюта и местного колорита, но света они давали мало. И это хорошо. Потому что они бы мешали насладиться главным зрелищем, ради которого мы так рано вылезли из своих тёплых постелек.
Встреча рассвета над мангровыми зарослями – это нечто. Описать это так как нужно всё равно невозможно, поэтому смотрите фото.

Естественно, все туристы тут же похватались за камерытелефоны и припали к окнам. И всё было бы прекрасно, если бы не пол из тоненьких, кривеньких брёвнышек. Мало того, что они были сами по себе кривые и ходить по ним надо было очень осторожно, но, также благодаря местному строительному гению, каждый шаг по этому замечательному полу отдавался везде. Из-за этого снимать рассвет на длинной выдержке было практически нереально. Хотя, туристы довольно быстро прочухали эту засаду и сидели смирно, как мыши под метлой, боясь лишний раз пошевелится. Но местный персонал это не смущало. Они ходили туда-сюда, заглядывая в чашки и предлагая подлить ещё чая или кофе. Туристы сдержанно благодарили и тихо матерились сквозь зубы. Муж надеялся, что закрепление фотоаппарата на подоконнике спасёт его от вибраций, но он жестоко просчитался, местные строители предусмотрели и этот вариант: стены вибрировали в такт полу.

Когда солнце уже поднялось достаточно, чтобы видеть всё вокруг, нас согнали вниз на маленькую пристань. Отсюда мы смогли рассмотреть постройку, давшую нам приют на эти полчаса. Строение называли гордым именем "лодж" и напоминало оно большую бобровую хатку на ножках.

Нас быстро пересчитали по головам и начался процесс рассаживания по пирогам. Выяснилось, что хотя все говорили по-английски, англичан среди нас не было. Были немцы, голландцы, бельгийцы, может ещё кто, ну, и мы. На всех натянули спасательные жилеты, распределили по пирогам и мы отчалили.

Пироги были широкими (человек на десять, по два в ряд) и узкими (человек на пять, в один ряд). Каждая пирога комплектовалась черным капитаном на носу и черным гребцом на корме. Один из "капитанов" был гидом, который умудрялся разглядеть птичку высоко в небе или в мангровых зарослях и показать её нам. Он пытался шутками заполнить время, когда подлые птички ныкались от нас и не хотели показываться на глаза. Хоть в буклете было заявлено, что в Гамбии обитает до пятисот разновидностей птиц, в реальности мы узрели вряд ли больше двадцати разновидностей Меня больше всего впечатлил Каспийский Стерх. Возможно, он был из тех, что видел самого Наитемнейшего, а мы видели его. Эдакая теория шести рукопожатий.

Вернулись мы в тот же лодж, где встречали рассвет. Там нас ждал завтрак-обед в формате шведского стола (ничего выдающегося, но сытно).
Потом нас погрузили в автобус и повезли в заповедник. Название заповедника – Абуко. Поездка не заняла особо много времени, так как и сама страна микроскопическая. А вот дорогу к заповеднику и к лоджу могли бы сделать и нормальной.

По дороге до заповедника пришлось проехать по какой-то деревушке. Ну, что тут сказать… трущобы, срач, пиздец, горы мусора и антисанитария. Когда в тырнетах пытаются показать весь "ужас-ужас" умирающей российской деревни, они и близко не сравнимы с тем, что есть в Африке.

Десантировавшись у заповедника, мы взяли для ребёнка напрокат старенький бинокль, так как мы всё ещё шли смотреть на птичек.
В заповеднике была протоптана тропа, которой должны проходить все экскурсионные группы. Кстати, маршрут был рассчитан на три-четыре часа. По тридцатиградусной жаре, по душным джунглям. Удовольствие то ещё.
Гид старался рассказать нам про всё, что знал сам, поэтому полчаса мы провели у громадного термитника, выслушивая про жизнь насекомых и их пользу для природы и человека. А вы знали, что из старых термитников приспособились выпиливать кирпичи и эти кирпичи могут останавливать пули? Про разные деревья, пальмы, баобабы, также было прочитано по небольшой лекции.

В центре заповедника находится махонькое озерцо с парой крокодилов, может их было и больше, но мы узрели только двоих. Рядом тусовались стервятники. Там же находилась двухэтажная постройка с террасой для наблюдения за фауной. Одна из комнат постройки была отведена под музей или пародию на него. Там было с десяток черепов, в основном обезьяньих, ракушки и куча открыток и буклетов, которые нам предлагалось купить по договорной цене.

Пока туристы любовались птичками и крокодилами, между ними слонялись местные работники с большой амбарной книгой, предлагая написать в ней пожелания или оставить свой отзыв – ну и дать денежку. Впрочем, денежку они клянчили и без книги, и без повода.
Я там купила открытку. При покупке открытки я поинтересовалась у "работника музея" – кем оставлены раковины довольно необычной формы, у нас их вешают попугайчикам в клетки, чтобы они стачивали и них свои клювы. Работник не знал. Это была очередная демонстрация профессионализма персонала национального заповедника Гамбии.

Ещё через час-полтора блуждания по тропинке, мы вышли к клеткам с местной живностью. Там были обезьяны, которые и так крутились вокруг нас, чем они отличались от тех, что в клетках, мы не поняли, Зато, там можно было купить орешков – нечищеного арахиса и покормить жителей вольеров. Они совсем не боялись и брали орешки прямо из рук. Узники клеток с тоской смотрели на своих вольных собратьев, которые могли подойти и за просто так по клянчить орехов у туристов. Видимо, научились у негров. Кстати, эти обезьянки, оказались более пугливыми или воспитанными, чем те что проживают в обезьяньем заповеднике. Эти подходили, боязливо брали из рук угощение и убегали в джунгли. Те же, которые обитают в заповеднике, вовсе не столь пугливы, они залезают на плечи, подходят вплотную и совсем не боятся человека. Когда муж в последний раз вернулся из заповедника, у него не плече была протоптана обезьянья тропа.

Это лиана, когда она оплетёт всё дерево – оно погибнет. А лиана ещё долго поживёт.

Ещё полчаса ходьбы и мы дошли до выхода из заповедника. Там располагался мини-зоопарк, демонстрирующий, опять же, обезьянок. Еще штук пять-шесть птичек, пара ягуаров и маленький львёнок. Обезьяны к тому времени у нас уже никаких эмоций не вызывали и интересовали нас только с точки зрения утилизации орехов. Птицы были намертво привязаны к своим шестам, для удобства фотографов. Ягуары отдыхали в вольере в тени баобаба. И только львёнок собрал полный аншлаг. Он был очень маленьким и сосал свой хвост вместо соски. Содержался он в маленькой бетонной клетке 2 на 3 метра с кафельным полом и практически с отсутствием игрушек. Львёнка было очень жалко. Видимо, не только мне. Так как на дверце была приделана большая табличка объясняющая, что жилище это временное, пока ему делают просторный вольер, что каждый вечер он много гуляет с собакой и скоро к нему подселят в вольер подругу. Все вольеры были оборудованы проводами под напряжением, идущими по самому низу ограды, а также чем-то вроде тканевых бортиков. Как объяснил нам гид, это делается с целью защиты от змей. Этот зоопарк уже потерял двух ягуаров из-за ядовитых змей и львёнок тоже к ним попал из-за этого.

Маршрут, по которому мы прошли в заповеднике, представлял собой узкую, сильно колдобистую тропинку шириной сантиметров в тридцать. Для удобства путешественников там даже имеются скамеечки в живописных местах. Но то ли природа здесь уж больно агрессивная, то ли скамеечки не менялись со дня основания заповедника, но все они были сломанными и подгнившими. А может, просто местные так развлекаются, кто их знает. Невольно вспоминается прогулочная тропа в Белокурихе, шириной метра в полтора, с замечательными беседками и лавочками, кто был – тот вспомнит.
Очередной раз загрузившись в автобус, нас повезли по отелям. Провезли сквозь главный рынок Серекунды – самого большого города страны. То ли дорожная сеть тут не развита настолько, что нет объездного пути, то ли нам решили ещё раз показать, как мы хорошо устроились, но поездка была, мягко говоря, утомительной.
Вы себе представляете что может твориться на главном базаре страны 31 декабря? Мы ехали со скоростью ползущего человека, так как идущие люди нас обгоняли. Что такое правила дорожного движения, тут то ли позабыли в честь праздника, то ли не знали и до этого. Но дорога была запружена людьми, которые и не думали пропускать наш автобус, а ещё местные такси и машины. Зато нам удалось во всей красе разглядеть прелести местного базара. Как можно догадаться, новогоднего настроения это нам не прибавило.
Наконец, уставшие, голодные и пропыленные насквозь мы добрались до отеля. Какое счастье дорваться до душа после долгого похода по джунглям.
А вечером было празднование Нового Года.

Вторую экскурсию мы запланировали на последний день перед отлётом.
Она называлась "Lazy day" (Ленивый день). И, определённо, она нам понравилась больше.
Автобус забрал нас в девять, сразу после завтрака.
Дорога проходила в сторону столицы государства, города Банжул, через город Бакау. Последний является резиденцией белого человека в Гамбии и является оплотом цивилизации страны. Там есть единственный медицинский НИИ, а также куча посольств, например самое большое у США и представительств различных компаний. Забавное совпадение, не правда ли? Заборы там очень высокие и внушающие уважение. Иногда из-за заборов виднеются старые колониальные постройки. Бакау тянется вдоль самого побережья и каждый, имеющий там своё здание, имеет и часть пляжа, А поскольку всё это серьёзно охраняется, то там нет проблемы местных, мешающихся на пляже. В таком месте даже можно жить.
По дороге, на каждом перекрёстке или просто каждые метров пятьсот, стоят военные и проверяют транспорт. Я не поняла, связано ли это было с неудавшимся военным переворотом, случившимся на кануне или это постоянная практика. Но гид очень нервно и убедительно предупреждал нас об запрете фотографирования военных и пугал последствиями. Иногда военные заглядывали в салон. Чего она ожидали там увидеть – я не знаю, может кого-нибудь в майке с надписью по-английски "я – террорист". Один чёрный парнишка лет 17, но в полной форме и с автоматом, засунул голову в салон, начал тоном любящий бабушки интересоваться, всё ли у нас в порядке, всё ли хорошо и т.д. Я всё ждала, когда он этим же тоном будет спрашивать, не обижает ли нас гид и хорошо ли кормят в отелях.
Все эти военные проверки сильно замедлили наше продвижение. Но, несмотря на это, через полчаса нас доставили на местную пристань, где нас поджидал двухпалубный кораблик. Верхний этаж кораблика был открытым и покрыт матрасами. На нижнем этаже располагались столовая-бар, туалет и скамейки вдоль бортов. С тоской вспомнив чистенькие, современные, ухоженные кораблики подобного формата из Турции и Египта, мы поднялись на борт.

На борту оказалось не так уж и плохо. Поскольку мы вышли не в океан, а наоборот, плыли вверх по течению реки Гамбия, то ловили такие бонусы как полное отсутствие качки и каких-либо волн вообще и интересный меняющийся пейзаж за бортами. Даже в устье река разделена на множество протоков. Мы петляли в этом лабиринте из мангровых зарослей почище Тезея в гостях у Минотавра. Но наш капитан, похоже, не раз уже одолел тут этого мифического персонажа или просто знал короткую тропинку к Ариадне. Разок мы даже выплыли на большое водное пространство и узрели вдалеке Банжул – столицу Гамбии. После чего развернулись и споро поплыли дальше вверх по очередной протоке.
На корабле было полное самообслуживание. Стояли большие чайники с кофе и чаем, а также кувшин с молоком, сахарница и бутылка бренди. Этакий набор "сделай сам" . Каждый лил столько бренди, сколько ему позволяла совесть. На всякий случай я проследила, чтобы наш мальчик налил себе только молока в кофе, а то мало ли…
Подняв настроение забористым кофе, мы отправились загорать на верхнюю палубу, а ребёнок остался внизу доставать гида разными вопросами. Не знаю, успел ли его задолбать сын или же наоборот все получали от общения удовольствие. Через пару часиков по палубам стала прохаживаться тётенька с полным подносом ароматного, зажаристого чесночного хлеба. А ещё через час эта же прекрасная фея разгуливала по кораблику с чудесным нектаром богов в виде шампанского, наливая всем желающим и не по разу. Ребёнку налили сока.
Когда всё было съедено и выпито, кораблик пришвартовался к какой-то отмели посреди одной из многочисленных мангровых проток и нам устроили купание.
Вот скажите, какой должна быть вода в пресноводной реке, километрах в пятидесяти от океана? Я тоже думала,что пресной. Но вода оказалась солонее чем в океане и заметно. Конечно, может купающиеся туристы и внесли свою лепту в химический состав воды, но не настолько же. Скорее всего, это сами мангры фильтруют пресную воду из реки.

Поскольку был уже отлив, мы полюбовались на обнажившиеся стволы деревьев, покрытые устрицами и на молодые побеги мангровых деревьев. Мангровый плод выглядит как веретено, сантиметров 20-30 в длину. Когда приходит время, он просто падает вниз и втыкается к почву. Нижняя часть тут же пускает корни, а верхняя принимается расти.
Когда все накупались, кораблик отчалил и поплыл дальше только в одному ему известные дали. Нам предложили ланч в формате шведского стола. И когда с едой было покончено, настало время для последнего заявленного развлечения – рыбалки. Поскольку удочек на всех не хватало, то давали одну на двоих. Сын и муж оторвали себе по удочке. Народ целый час с энтузиазмом игрался в новую игрушку. Но энтузиазм сходил на нет с отсутствием улова. Вся добыча наших рыбаков составила две с половиной рыбины. С половиной, потому, что ребёнок вытянул кучку устриц вместо рыбы. Мужу повезло больше, он поймал странную рыбину, которую местные обозвали фрогфиш и выбросили за борт ввиду её полнейшей несъедобности.

После этого, народ быстро смотал удочки и уже в течении часа нас доставили обратно на пристань.
Кстати, у кораблика был самый обычный лодочный погружной мотор и офигенный руль. Не как мы все привыкли к круглому штурвалу с множеством ручек. Нет, тут была конструкция из пары палок, которую негр пихал ногой – так и рулил.