В украинский прокат 1-го августа выходит корейская лента, которая не оставила шансов на Каннском кинофестивале Квентину Тарантино и Педро Альмодовару, которых считали главными претендентами на победу. Судьба распорядилась иначе – “Золотую пальмовую ветвь” получил фильм корейского режиссера Пон Чжун Хо “Паразиты”.

В начале просмотра этого фильма возникает некое недоумение – за что его наградили главным призом самого статусного европейского кинофестиваля. Зрителю показывают две семьи – одна живет в нищете в полуподвальном помещении, все ее члены, мать, отец и взрослые сын с дочкой безработные. У них нет денег даже на то, чтобы провести в квартиру интернет, а зарабатывают они тем, что собирают картонные коробки для одной из пиццерий. Другая семья – богатая в которой работает только их глава, но его заработка хватает на все. Они живут в большом доме с прислугой, но однажды персональный учитель их старшей дочери объявляет, что уезжает получать образование за границу и рекомендует им вместо себя своего друга – как раз парня из этой бедной семьи.

Тот естественно соглашается и вот с этого момента начинают происходить в фильме интересные события. Парень постепенно обустраивает все так, что вслед за ним его сестра начинает заниматься младшим сыном богатого семейства. Причем родство свое они скрывают. А дальше вообще интрига закручивается совершенно неожиданно. Брат и сестра по очереди подставляют персонального водителя, чтобы на его место взяли их отца, а потом и домохозяйку, которая обслуживала прежнего владельца этого дома, а потом была рекомендована и новой семье. Но после хитрой интриги ее увольняют и на ее место берут их мать.

Кадр из кинофильма "Паразиты"

Кадр из кинофильма “Паразиты”

Постепенно картина приобретает уже формы триллера и ты ждешь, чем все закончится – раскроется ли обман этой семейки и их выбросят на улицу или они целиком поглотят семью богатых. Но все разворачивается иначе – фильм превращается в социальную сатиру. Режиссер показывает насколько огромен разрыв между людьми разного достатка.

При этом именно бедняков он показывает крайне неприятными – они не только готовы обмануть кого угодно ради денег, но и имеют отличительный запах от которого богатых людей просто воротит. Но главное то, что эти нищие совершенно нормально чувствуют себя полощась в собственном дерьме. Режиссер выбрал для этого очень хорошую метафору – во время сильного дождя их полуподвальную квартиру затопило, как и весь квартал в котором живут такие же как и они. Из унитаза начало хлестать и содержимое канализации выплывает наружу, но девушка совершенно спокойно сидит на закрытом унитазе и покуривает. Вдобавок к этому еще одна метафора – на их окно постоянно мочится один и тот же пьяный юноша. А семейка просто сидит за обеденным столом и смотрит на это.

Фактически Пон Чжун Хо дает понять, что все эти нищеброды самые настоящие паразиты, которые готовы прилепиться к кому угодно и при этом ничего хорошего от них ждать просто нельзя. Однако, постепенно ты понимаешь, что паразиты не только эти бедняки, но и богачи, которые совершенно беспомощны и тоже паразитируют на других людях. Сам режиссер в интервью сайту Meduza объяснил свой замысел, кто в его фильме паразит, так: “Поначалу кажется, что паразиты — только бедные.

Но, разумеется, богатые — паразиты не в меньшей степени. Они живут за чужой счет, сами того не замечая. Они не способны ни вести домашнее хозяйство, ни учить своих собственных детей, ни даже самостоятельно водить машину! Но если одни паразиты и другие тоже паразиты, то как можно примирить их друг с другом, создать ситуацию их мирного сосуществования? Этим вопросом я и попробовал тут задаться”.

Но такое впечатление, что ответ на этот вопрос режиссера – никак. Ни те, ни другие сами по себе никогда не изменяться. Перемены возможны только в том случае, когда у богатых все отберешь и они превратятся в таких же нищих.

А вот перерождение бедных невозможно – в одном из эпизодов Пон это четко показывает. Семейка богатых уехала на несколько дней из дома, а семейка бедняков, работая на них подправила свое благосостояние ничего умнее не придумала, чем вчетвером сесть в самой большой комнате этой усадьбы и начать бухать выпивая самый дорогой алкоголь.