Когда Земля еще не была "уменьшена" сначала паровыми двигателями, а затем и реактивными лайнерами, путешествия за пределы цивилизации были делом долгим, хлопотным и чрезвычайно опасным. Множество людей погибли, так и не успев стать знаменитыми. Но и многие знаменитости, совершившие одно или несколько великих путешествий и навсегда вписавшие свое имя в историю Великих географических открытий, все же нашли свой конец отнюдь не в кресле-качалке у камина.

О восьми наиболее известных путешественниках, погибших в экспедициях, мы и поговорим.

1. Фернан Магеллан (1480-1521)

Португалец по происхождению, но испанец "по паспорту", Фернан Магеллан стал первым европейцем, который проплыл из Атлантического океана в Тихий (и открыл попутно пролив, названный теперь его именем), а кроме того экспедиция под его командованием первой в мире совершила кругосветное путешествие.

Его заслуг не умаляет даже тот факт, что сам Магеллан это путешествие совершил не полностью — преодолев Тихий океан, погиб на одном из островов Филиппинского архипелага (Себу), когда ввязался в местный вооруженный конфликт. Бой, в котором приняли участие члены экспедиции, оказался плохо подготовлен и туземцы взяли европейцев не столько числом, сколько умением, грамотно использовав преимущества своего легкого и простого оружия. Магеллана сначала ранили в лицо и руку, а потом просто закололи разным оружием.

2. Виллем Баренц (1550-1597)

Голландского мореплавателя Виллема Баренца в Арктику толкнула великая нужда его страны — нужда в альтернативном пути в Ост-Индию. Искать этот путь было решено на севере, и в общей сложности Баренц провел три экспедиции, открыв Баренцево море, один из островов архипелага Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.

Однако то, что хотел сделать Баренц, удастся сделать лишь Берингу — почти 150 лет спустя. В конце XVI века наука и техника фактически не позволяли успеть проплыть вдоль северных берегов России за короткое полярное лето, так что экспедиции Баренца с точки зрения поставленных целей (но не географии, как науки) можно считать провальными. Сам он погиб на обратном пути из третьей экспедиции, участники которой долго и мужественно боролись за выживание. И погиб, как и многие путешественники того времени, от цинги.

3. Витус Ионассен Беринг (1681-1741)

Один из немногих русских (хотя и был датчанином) первооткрывателей, не сумевший вовремя остановиться и умерший не окруженный почетом и славой на "теплом местечке", а в условиях суровой полярной экспедиции. Беринг известен своими Первой и Второй Камчатскими экспедициями, он первым описал пролив между Чукоткой и Аляской (теперь он носит его имя), хотя и не был его первооткрывателем.

Погиб Беринг во время Второй Камчатской экспедиции и весьма прозаически — его бот выбросило на берег и в условиях вынужденной зимовки 19 членов экспедиции заболели цингой и умерли. Витус Беринг в том числе.

4. Джеймс Кук (1728-1779)

Все знают, что аборигены съели Кука — и так оно и было на самом деле, он был убит на свежеоткрытых им Гавайских островах в феврале 1779 года, во время очередной экспедиции. Кук совершил в общей сложности три кругосветные экспедиции, в которых непрерывно провел почти 12 лет, научился бороться с цингой и обогатил мировую картографию довольно точными картами Океании и западного побережья обеих Америк. Настолько точными, что многими из них пользовались вплоть до второй половины XIX века.

Кук был известен добрым и мягким обращением с туземцами, однако с гавайцами его всегдашняя тактика не сработала — народ оказался вороватым и откровенно тащил с кораблей и стоянок европейцев все, что плохо лежало. Постепенно ситуация в общении между цивилизациями из-за этих эпизодов воровства накалилась, однако корабли экспедиции, потрепанные штормом, нуждались в ремонте и не могли так просто взять и уйти с островов. В один прекрасный момент Кук решил взять в заложники местного вождя, чтобы заставить туземцев отстать и дать починить корабли, однако операция, в которой участвовало всего 10 морских пехотинцев, окончилась стычкой с несколькими тысячами туземцев, в которой Кук и был убит.

5. Давид Ливингстон (1813-1873)

Знаменитый шотландский исследователь Африки Давид Ливингстон был родом из бедной семьи и получил образование врача и священника, одновременно работая на ткацкой фабрике. Способного молодого человека, впрочем, заметили в Церкви и он получил статус миссионера, впервые отправившись в Африку в 1840 году. Его способность к языкам и дружелюбное отношение к местным жителям позволили ему быстро учить языки и заводить друзей во всех частях континента. Одновременно он наживал врагов среди работорговцев и буров.

Среди географов он известен как первый человек, подробно описавший многие районы "черного континента" и, конечно же, как европеец, впервые увидевший озеро Дилоло и открывший водопад Виктория. Всего за десятилетия странствий Ливингстон прошел по Африке пешком более 50 тыс. километров. А умер он очень прозаично — от малярии. Случилось это 1 мая 1873 года на территории нынешней Замбии.

6. Роберт Скотт (1868-1912)

Если многих первооткрывателей эпохи Великих географических открытий вперед толкала жажда наживы и богатства, то Скотт был ведом жаждой не менее сильной — славы и возможности продвинуться по карьерной лестнице и стать чем-то большим, чем морским офицером времен "старой доброй" викторианской Англии. К Антарктике он особо теплых чувств не питал, но Южный полюс оставался белым пятном на карте и когда Скотту представилась возможность возглавить экспедиции, которые туда готовились, он с радостью за нее ухватился.

Всего Скотт провел две экспедиции в Антарктику — "Дискавери" (1901—1904) и "Терра Нова" (1912—1913). Вторая увенчалась успехом — Роберт Скотт и его люди достигли Южного полюса, однако обнаружили, что их на месяц опередили путешественники под руководством Руаля Амундсена. Но это была не крупнейшая трагедия. Крупнейшей стал тот факт, что все участники "Терра Новы", отправившиеся к полюсу, погибли на обратном пути от голода и переохлаждения. Роберт Скотт в их числе. Считается, что экспедиции просто не повезло — Скотт, конечно, допустил некоторые просчеты, но фатальными для путешественников стали предельно отвратительные погодные условия.

7. Эрнест Шеклтон (1874-1922)

Еще один активный исследователь Антарктики, принимал участие в четырех экспедициях, тремя из которых сам и командовал. Шеклтон (на фото второй слева) — фигура трагическая и незаслуженно забытая миром, а все потому, что основные его достижения пришлись на период Первой мировой войны и миру, естественно, было не до отважного исследователя. К тому же и умер он весьма банально — от сердечного приступа, в четвертой и последней для него экспедиции.

Шеклтон был одержим идеей о пересечении Антарктиды через Южный полюс, и если бы ему это удалось, то за пределами Великобритании он несомненно получил бы более широкую известность, чем его соотечественник Роберт Скотт. Но не сложилось — третья, наиболее успешная экспедиция Шеклтона, началась с катастрофы. Судно зажало льдами и оно затонуло, при этом сам Шеклтон действовал настолько грамотно и четко, что ни один человек из находившихся на корабле, не погиб. Мир этого, однако, как мы уже сказали выше, не заметил — из-за войны.

Любопытно при этом, что на родине Эрнеста Шеклотона он известен куда больше, чем Роберт Скотт. В 2002 году во время проведения национального опроса "100 величайших британцев" Шеклтон занял 11-е место, тогда как Роберт Скотт — лишь 54-е.

8. Руаль Амундсен (1878-1928)

В отличие от Скотта, норвежец Руаль Амундсен питал настоящую страсть к холодным регионам планеты и жизнь положил на исследование обеих полюсов планеты. Он первым достиг Южного полюса, стал первым, кто побывал на обоих полюсах, он также впервые провел кругосветное путешествие за Полярным кругом. Вероятно, в жилах у него текла очень холодная, ледяная кровь.

Он также был одним из пионеров полярной авиации и горячо поддерживал идеи об использовании для таких полетов дирижаблей. Погиб он весьма трагически — во время поиска пропавшей экспедиции еще одного идеолога использования дирижаблей для полетов в условиях крайнего севера, итальянца Умберто Нобиле. Причем, что характерно, на поиске Нобиле он бросился несмотря даже на то, что к тому моменту конфликтовал с итальянским воздухоплавателем. Самолет, на котором на место поисков вылетел Амундсен, потерпел катастрофу при неизвестных обстоятельствах. Сам Нобиле тогда благополучно нашелся и умер лишь в 1978 году в возрасте 93 лет.